Штабная функция
- объективно
необходимая
категория сферы
управления и
присуща любой
системе. Ее
осуществление
всегда
направлено на
обеспечение
наиболее
эффективного
функционирования
основных служб и
всей системы в
целом. Крупный
русский ученый
П.М. Керженцев
дает такое
определение
штаба: Всякий
штаб, в чистом
виде, - есть,
так сказать,
мозг
организации,
т.е. тот центр,
который детально
изучает
происходящую
работу и
обдумывает все
методы, по каким
работа должна
совершаться в
будущем.
Содержание
штабной функции
в сфере
государственного
управления П. М.
Керженцев видел
в выработке
стратегии
учреждения,
организации, в
решении вопросов
организационного
характера,
анализе
результатов
работы, учете и
контроле,
инструктировании
отдельных служб
и координации их
деятельности.
Не случайно, что
в первом после
Октябрьской
революции 1918
году в Главном
управлении
рабоче-крестьянской
милиции (ГУМе)
были созданы
инструкторский и
информационный
отделы. Позднее
их объединили в
один
инструкторско-инспекторский
отдел, в мае
1919 года
реорганизовали в
информационно-инструкторский,
а в январе 1920
года этот отдел
вошел в состав
вновь
образованной
Инспекции ГУМа.
В ее
деятельности
четко
прослеживаются
многие функции,
присущие
нынешним штабам
органов
внутренних дел:
она собирала и
обобщала
статистические
данные о
преступности и
личном составе
милиции,
занималась
оргштатной и
нормотворческой
деятельностью,
выработкой
инструкций и
инструктированием
учреждений на
местах,
проводила
ревизии,
контролировала
организацию и
деятельность
милиции в
российских
регионах.
Дальнейшее
развитие
организаторской
работы в центре
и на местах
повлекло
создание в
январе 1929 года
наряду с
Инспекцией
административно-организационного
отдела, который,
в частности,
осуществлял
функции
правового
регулирования
деятельности
милиции,
организационно-штатной
и кадровой
работы,
информационного
обеспечения. В
начале 1931 года
учреждена
Главная
инспекция ОГПУ
по милиции и
уголовному
розыску. На нее
были возложены
такие штабные
функции, как
изучение
динамики и
структуры
преступности,
инспектирование
и оперативное
управление
деятельностью
милиции и
уголовного
розыска,
разработка их
структуры,
штатов и
положений, иная
нормотворческая
работа,
обобщение и
распространение
передового опыта
охраны
общественного
порядка и борьбы
с преступностью.
С 1934 года, с
созданием НКВД
СССР, и вплоть
до 1957 года
функционировала
Главная
инспекция НКВД
СССР,
выполняющая
исключительно
контрольные
функции.
Фактически вся
остальная
штабная
деятельность
была свернута,
что нанесло
немалый ущерб
нормальному
функционированию
органов
внутренних дел
на долгие годы.
В 60-х годах
система МВД
вступила в этап
крупного
организационного
реформирования.
Одним из его
направлений стал
поиск путей
повышения
эффективности
выполнения
общесистемных
задач при
одновременном
усилении
отраслевых,
функциональных и
штабных служб.
Было очевидно,
что совмещение,
гармонизация
общесистемных и
отраслевых задач
требует создания
такого органа
управления,
который смог бы
объединить
работу служб,
вычленить и
взять на себя
общие для
системы функции
анализа,
прогнозирования,
координации и
'на этой базе
обеспечить
подготовку
качественных
управленческих
решений для
первых
руководителей.
Так появилась и
стала пробивать
себе дорогу идея
штабов.
В ГУМ МВД СССР
был создан
организационно-методический
отдел (ОМО). В
1960-1966 годах
организационно-методические
отделы,
отделения
действовали в
ГУМ МООП РСФСР и
еще в 24
управлениях
милиции наиболее
крупных МООП,
УООП.
Но
организационно-методические
подразделения
управлений
милиции лишь
частично
выполняли
отдельные
штабные функции.
Поначалу они
занимались
обобщением и
распространением
передового
опыта, текущей
служебной
подготовкой
кадров,
организацией
взаимодействия с
научными
учреждениями.
Позднее стали
также
осуществлять
функции
планирования
работы и
инспектирования
горрайорганов.
Однако это еще
не были штабы,
да и
функционировали
они только в
незначительной
части органов.
17 октября 1966
года приказом
МООП СССР
объявляется
утвержденная
Советом
Министров СССР
структура
союзно-республиканского
министерства
охраны
общественного
порядка (МООП
РСФСР). В июне
того же года оно
было
преобразовано в
МООП СССР. И
впервые наряду
со многими
главными
управлениями и
управлениями
создается
самостоятельное
структурное
подразделение -
контрольно-инспекторский
отдел (КИО) с
подчинением его
непосредственно
министру, а не
начальнику ГУМ.
В качестве
самостоятельного
отдела КИО вошел
и в состав МВД
СССР (25 ноября
1968 года издан
Указ Президиума
Верховного
Совета СССР о
переименовании
МООП СССР в МВД
СССР. Указ
объявлен 26
ноября 1968 года
приказом МВД
СССР 903).
В марте 1967
года первым
начальником КИО
МВД СССР
назначается
Сергей
Михайлович
Крылов. В
августе того же
года он вводится
в состав
коллегии МВД
СССР. В
обязанности КИО
были вменены
контроль и
инспектирование
служб и
подразделений,
укрепление
исполнительской
дисциплины,
совершенствование
управления.
11 февраля 1969
года приказом
МВД СССР
объявлена новая
структура.
Наряду с другими
изменениями в
центральном
аппарате
предусмотрено
создание на базе
контрольно-инспекторского
отдела
качественно
нового,
полнокровного
штабного
аппарата -
Организационно-инспекторского
управления
(ОИУ).
С конца 1968
года началось
образование
организационно-инспекторских
аппаратов в МВД,
ГУВД, УВД.
Укрепляются
деловые связи
между ними и ОИУ
МВД СССР,
усиливается
взаимообмен
информацией.
Верный своему
девизу надо не
только требовать
от людей хорошей
работы, надо
учить их
работать с
использованием
новых форм и
методов. Это
главное, это
решающее..., СМ.
Крылов созывает
в июне 1969 года
в Ленинграде
Всесоюзное
совещание-семинар
начальников
вновь
образованных
штабных
аппаратов и
выступает на нем
с докладом об
основных путях
дальнейшего
совершенствования
их
организаторской
деятельности.
Вскоре в ОИУ МВД
СССР началась
активная
проработка
проблем научного
прогнозирования
и перспективного
(пятилетнего)
планирования
развития органов
внутренних дел и
совершенствования
их деятельности.
Были подключены
лучшие научные
силы страны, все
службы
Министерства и
подразделения
ОИУ.
В целях
постановки задач
перед МВД, УВД и
обучения
методическим
основам
перспективного
планирования
14-17 мая 1970
года в Москве
проведено
очередное
Всесоюзное
совещание-семинар
руководящих
работников
отраслевых служб
МВД СССР и
начальников
организационно-инспекторских
аппаратов МВД,
УВД.
Говоря о
внедрении в
практику органов
внутренних дел
перспективного
планирования,
СМ. Крылов
отмечал позднее:
Эта работа
явилась крупным
событием в жизни
органов
внутренних дел.
Она обусловила
психологический
перелом в
сознании наших
кадров с точки
зрения
правильной
оценки роли и
значения
анализа,
прогноза и
перспективного
планирования в
системе
управления
органами
внутренних дел.
6 сентября 1971
года приказом
257 ОИУ было
переименовано в
Штаб МВД СССР. В
1972 году в его
состав входили
главная
инспекция и семь
отделов:
организационно-аналитический,
оперативный
(включая
дежурную часть
МВД СССР),
организационно-зональный,
организационно-научный,
организационно-штатный,
нормативно-уставный,
внешних
сношений.
В оперативное
подчинение Штабу
были переданы
Главный
научно-исследовательский
центр управления
и информации
(позднее Главный
информационный
центр) и
Организационно-методический
центр МВД СССР
по передовому
опыту.
В эту пору в
Штабе
Министерства
сформировалось
сильное ядро
опытных
управленцев:
заместителями
начальника Штаба
были Б.В.
Заботин, А.Г.
Лекарь, Д.Я..
Афанасьев, Б.В.
Бойцов, отделами
и иными
подразделениями
руководили И.С.
Каро, И.Е.
Ложкин, Д.Г.
Постников, Д.Д.
Никитин, Ю.А..
Лазаренко, В.З.
Веселый, Л.К.
Резниченко, СИ.
Рязанов, Г.А..
Айрумян, С.Г.
Компаниец, А.С
Клюшников, В.Л.
Бур-мистров, СЕ.
Вицин, Г.А.
Аванесов, ГС.
Акопов.
В эти же годы во
всех МВД, ГУВД,
УВД, УВД на
транспорте были
образованы
штабы, и многие
из них активно и
плодотворно
функционировали.
К их числу
прежде всего
следует отнести
штабы МВД
Башкирии,
Татарии, Якутии,
Москвы,
Московской
области,
Ленинграда и
Ленинградской
области,
Краснодарского
края,
Архангельской,
Воронежской,
Горьковской,
Саратовской,
Тюменской,
Ярославской
областей
(начальники А.А.
Карасик, Г.Л.
Клячкин, М.А.
Юткин, Г.А.
Машков, В.П.
Лозбяков, ГГ.
Надсон, Д.Н.
Черняев, И.В.
Гринблат, Б.Д.
Ащеулов, ' М.П.
Еськин, В.К.
Зубарев, М.Н.
Зингер, В.Ф.
Колмаков).
7 декабря 1972
года приказом
МВД СССР 0655
утверждено
первое Положение
о Штабе МВД
СССР. Определены
роль и место
Штаба в системе
служб и органов
внутренних дел:
Штаб, -
говорится в этом
документе, -
является органом
управления,
призванным
организационно
обеспечивать
подготовку и
претворение в
жизнь
управленческих
решений
руководства
Министерства
внутренних дел
СССР подчиняется
непосредственно
Министру. В
соответствии с
этим назначением
Штаба определены
и основные его
задачи:
- организация
информационной
работы в органах
внутренних дел,
совершенствование
системы
информации;
- комплексный
анализ
оперативной
обстановки и
разработка на
этой основе
конкретных
предложений по
совершенствованию
оперативно-служебной
деятельности,
повышение уровня
аналитической
работы;
-
организационное
обеспечение
осуществляемых
руководством МВД
СССР мероприятий
по
совершенствованию
организаторской
и
оперативно-служебной
деятельности
органов и
подразделений
внутренних дел
страны;
- разработка и
осуществление
совместно с
отраслевыми
службами мер по
своевременному
реагированию на
изменения
оперативной
обстановки;
- текущее
планирование
работы МВД СССР
и коллегии,
контроль за
выполнением
планов;
- перспективное
планирование
деятельности
органов
внутренних дел
на основе
научных
прогнозов;
- обеспечение
согласованной
деятельности
МВД, УВД и
отраслевых служб
МВД СССР при
решении
вопросов,
требующих
комплексного
использования
сил и средств;
- организационно
обеспечение
согласованных с
другими
ведомствами и
организациями -
мероприятий
Министерства в
целях более
эффективного
укрепления
правопорядка;
- комплексное
инспектирование
органов
внутренних дел;
- текущее и
перспективное
планирование,
координация
научно-исследовательской
работы;
- организация
работы по
обобщению и
внедрению в
работу органов
внутренних дел
отечественного и
зарубежного
передового
опыта;
- руководство
издательской
деятельностью
МВД СССР;
- внедрение в
практику органов
внутренних дел
научных основ
управления и
организации
труда;
- организация
нормотворческой
деятельности;
-
совершенствование
организационной
структуры
органов
внутренних дел,
оргштатная
работа;
- разработка и
осуществление
мер по
обеспечению
высокой
- боевой
готовности
органов и
подразделений
внутренних дел;
- организация
оперативной
подготовки
высшего
руководящего
состава органов
внутренних дел в
области
управления
силами и
средствами;
-
оперативно-методическое
руководство и
контроль за
деятельностью
штабов (в том
числе дежурных
частей) МВД, УВД
и горрапорганов
внутренних дел;
- повышение
профессиональной
подготовки
штабных кадров.
В Положении
подчеркивается,
что Штаб
организует свою
работу в тесном
взаимодействии с
отраслевыми
службами МВД
СССР;
взаимодействие
осуществляется
путем взаимного
обмена
информацией,
совместной
разработки и
осуществления
комплексных
мероприятий,
подготовки
управленческих
документов,
проведения
совместных
исследований и
проверок
деятельности
подчиненных
органов.
Весьма
характерным для
стиля работы
Штаба того
времени и самого
СМ. Крылова,
автора этого
интереснейшего
документа,
является
включение в
Положение
следующих
предписаний:
Штаб должен
активно добывать
необходимую
информацию об
оперативной
обстановке,
следить за ее
достоверностью и
быстро
разрабатывать
проекты
управленческих
документов,
принимая меры к
тому, чтобы они
были предельно
краткими, ясными
и содержали
сумму конкретных
мероприятий,
обеспечивающих
решение того или
иного вопроса.
Основные усилия
Штаб должен
сосредоточивать
на живой
организаторской
работе. Все
предложения
Штаба должны
базироваться на
реальных
возможностях
органов
внутренних
дел...
На основе
Положения о
Штабе МВД СССР в
целях
обеспечения
единообразия
структуры, задач
и функций, в
1973 году было
разработано
Типовое
положение о
штабе МВД, УВД.
На протяжении
последующего
десятилетия в
центре и на
местах
совершенствовалась
структура
штабных
аппаратов,
усложнялись
задачи,
дополнялись и
видоизменялись
отдельные
функции,
появлялись новые
направления
практической
деятельности,
возрастали объем
и
ответственность
выполняемой
работы. Но
оставалось
неизменным
основное
назначение
штабов как
органов
межотраслевого
оперативного
управления,
призванных
координировать
деятельность
служб и органов
внутренних дел в
решении
комплексных
правоохранительных
задач,
обеспечивать
непрерывное
управление
силами и
средствами.
После Сергея
Михайловича
Крылова Штабом
МВД СССР
попеременно
руководили его
соратники и
ученики, видные
управленцы Антон
Григорьевич
Лекарь, Вадим
Григорьевич
Самохвалов,
Леонид
Константинович
Резниченко,
Дмитрий
Яковлевич
Афанасьев, Игорь
Сигизмундович
Каро,
продолжавшие и
развивавшие
заложенные СМ.
Крыловым основы
и принципы
организации
управленческой
деятельности,
лучшие традиции
работы штабов в
центре и на
местах. К концу
1982 года штабы
функционировали
в 205
министерствах и
управлениях
внутренних дел,
из них в 52 - на
правах
управлений, а
также в 1150
горрайорганах.
В начале 1983
года дальнейшее
укрепление и
развитие штабной
службы было
прервано.
Вновь
назначенный
министр
внутренних дел
СССР 5 марта
1983 года издал
приказ, которым
упразднил Штаб
центрального
аппарата и штабы
МВД, ГУВД, УВД,
УВДТ, образовав
вместо них
инспекторские
аппараты. В
течение трех
последующих лет
они практически
занимались лишь
контролем,
инспектированием
планированием
работы ОВД,
подготовкой
информации в
центральные
партийные и
советские
органы. Штабные
подразделения
горрайлинорганов
были упразднены.
Созданная
огромным трудом
профессиональная
дежурная служба,
повсеместно
ставшая центром
оперативного
управления
силами и
средствами по
охране
общественного
порядка и
раскрытию
преступлений по
горячим следам,
была низведена
до уровня
механического
регистратора
событий,
дежурные части
подчинены
секретариатам,
численность их
сокращена.
Подразделения,
занимавшиеся в
штабах анализом
и
прогнозированием,
научно-технической
информацией,
разработкой
нормативных
актов и
организационно-методической
работой по
внедрению
передового
опыта,
Ленинградские
высшие штабные
курсы
расформированы;
опытные
управленческие
кадры распылены.
Лишь спустя три
года, со сменой
руководства МВД
СССР, эти
разрушительные
реорганизации,
необоснованная
ломка штабных и
многих других
общепризнанных
структур,
оправдавших себя
на практике форм
и методов работы
были, наконец,
прекращены. Но
потребовалось
еще много
времени и
усилий, чтобы
восполнить
нанесенный
ущерб.
1 июля 1986 года
был издан приказ
МВД СССР О
совершенствовании
структуры и
повышении
эффективности
деятельности
инспекторских
аппаратов МВД
СССР, МВД, ГУВД,
УВД, УВДТ, ОВДТ
и дежурных
частей органов
внутренних дел.
Этим приказом
инспекторские
управления,
отделы,
отделения,
группы
преобразованы в
организацинно-инспекторские.
В их структуру
возвращены
дежурные части,
подразделения
информации и
анализа,
обобщения
передового
опыта,
руководства
дежурными
частями.
В УВД крупных
городов и
районов
образованы
оргинспекторские
отделения, во
многих других
горрайлинорганах
введены
должности
старших
инспекторов и
инспекторов по
анализу,
планированию и
контролю.
Таким образом,
был сделан
первый шаг к
восстановлению
ряда важных
штабных функций,
воссозданию
организационно-инспекторских
аппаратов на
всех уровнях
функционирования
органов
внутренних дел.
Приказом
объявлены три
положения: об
Оргинспекторском
управлении
центрального
аппарата, об
оргинспекторских
отделах,
отделениях МВД,
ГУВД, УВД, УВДТ
и
оргинспекторских
подразделениях
горрайлинорганов.
В них
восстановлено
традиционное
триединство
основных
направлений
деятельности
штабов -
информационно-аналитического,
организаторского
и
контрольно-инспекторского.
Изданный 15 июля
1989 года приказ
МВД СССР 140 О
мерах повышения
эффективности
деятельности
организационно-инспекторских
аппаратов
послужил для
дальнейшего
развития этих
основополагающих
принципов
организации
работы штабов,
совершенствования
их структуры,
организационно-штатного
укрепления.
В новом
Положении об ОИУ
МВД СССР
подчеркнуто, что
оно является
головной в
системе МВД
службой по
организации
анализа,
планирования и
контроля. На
первое место
среди основных
выдвинута задача
координации
действий служб
центрального
аппарата.
Приказом МВД
СССР 269 от 2
августа 1991
года на базе
Оргинспекторского
управления вновь
образован Штаб
МВД СССР.
В январе 1990
года в
соответствии с
постановлением
Совета Министров
СССР от 25
декабря 1989
года 1140 О
мероприятиях,
связанных с
образованием МВД
РСФСР из МВД
СССР,
осуществлявшего
до того
одновременно и
функции
российского
министерства,
было выделено
МВД РСФСР.
Новое
министерство
начало свою
деятельность с
изучения
реального
положения дел в
республике.
Только за первый
год
проинспектировано
38 МВД, УВД,
УВДТ. Накоплен и
обобщен огромный
фактический
материал,
необходимый для
анализа
оперативной
обстановки,
выработки
обоснованных и
конкретных
управленческих
решений,
объективного
информирования
органов
государственной
власти и
управления о
состоянии
правопорядка.
Были приняты
меры к
упорядочению
служебной
переписки и
командировок.
Без визы
штабного
аппарата не
разрешалось
направление в
подчиненные
органы
нормативных и
методических
документов,
указаний. Выезды
в МВД, УВД, УВДТ
стали
осуществляться в
основном
группами и в
составе бригад
во главе с
ответственными
работниками МВД.
Главной их целью
стало оказание
практической
помощи в
организа-ции
работы и
обучение
сотрудников
непосредственно
на месте.
Большое внимание
было уделено
определению
концепции
Министерства и
научно-обоснованного
под-хода к
разработке
оргштатных
структур. В
декабре 1990
года была
утверждена
структура
аппаратов
министерств и
управлений
внутренних дел
РСФСР, в июне
1990 года -
окргоррайлинорганов.
На базе
организационно-инспекторских
аппаратов были
созданы: в МВД
РСФСР - Служба
организации
управления и
правового
обеспечения
(СОУПО), в МВД,
УВД, УВДТ -
службы, отделы,
отделения
организации
управления.
СОУПО МВД РСФСР
руководили: с
января по ноябрь
1990 года - Юрий
Михайлович
Калинцев, с
ноября 1990 года
по февраль 1992
года - Александр
Семенович
Коваленко.
В структуре и
деятельности
этого аппарата
были закреплены
многие лучшие
штабные
традиции,
заложенные еще
СМ. Крыловым. В
состав СОУПО
входили отделы:
информационно-аналитический,
оперативный
(включая
дежурную часть
МВД), правового
обеспечения и
(международных
связей;
инспекция и
пресс-служба; в
оперативном
подчинении
находился
информационный
центр.
В становлении
нового
республиканского
органа
государственного
управления - МВД
РСФСР с первых
шагов его
формирования и
развития штабная
служба принимала
самое активное
участие.
После распада
СССР,
упразднения МВД
СССР и МВД РСФСР
на их базе было
создано
Министерство
внутренних дел
Российской
Федерации.
10 февраля 1992
года приказом 30
создан Штаб МВД
России,
утверждены
Положение о
Штабе, его
структура и
штаты. В Штабе
образованы три
управления -
информационно-аналитическое,
организационно-плановое
и оперативное (в
его составе -
дежурная часть
МВД), а также
главная
инспекция (на
правах
управления),
редакционно-издательский
отдел.
Начальником
Штаба был
назначен Аркадий
Никифорович
Косачев. В
1992-1993
.годах, вслед за
принятием нового
Положения, в
Штабе началась
большая работа
по подготовке
единого
нормативного
акта,
регламентирующего
деятельность
дежурных частей
всех уровней
функционирования
органов
внутренних дел.
9 апреля 1993
года вышел в
свет приказ МВД
России 170 О
мерах по
совершенствованию
деятельности
дежурных частей
органов
внутренних дел.
Приказ утвердил
новые структуру
и типовые штаты
дежурных частей
органов
внутренних дел,
внес коррективы
в порядок сбора,
обработки и
представления
оперативной
информации,
незамедлительного
реагирования на
сообщения и
заявления
граждан о
преступлениях;
была четко
определена
ответственность
дежурных частей
за организацию
раскрытия
преступлений по
горячим следам;
предписано
повсеместно в
крупных
горрайорганах
создавать
штатные
следственно-оперативные
группы и группы
немедленного
реагирования
(ГНР); детально
регламентирован
порядок
разбирательства
с доставленными
и задержанными;
приведены в
соответствие с
современными
требованиями
нормы табельной
положенности на
технические
средства,
вооружение и
оборудование;
разрешены
вопросы
подчиненности
дежурных частей,
возникшие в
связи с изданием
Указа Президента
о милиции
общественной
безопасности;
установлено, что
на уровне
горрайлинорганов
дежурная часть
органа
внутренних дел,
входящая в
состав штаба,
одновременно
является и
дежурной частью
милиции
общественной
безопасности и
подчиняется
начальнику
горрайлиноргана,
его заместителю
по милиции
общественной
безопасности и
начальнику
штаба; в МВД,
УВД, а также в
МВД России -
структурным
подразделением
соответствующего
штабного
аппарата. На
штабные аппараты
МВД, УВД
возложено
организационно-методическое
обеспечение
деятельности
дежурных частей
горрайлинорганов.
Важным
нормативным
документом,
утвержденным
приказом,
является
Наставление по
организации
работы дежурных
частей. В нем
упор сделан на
организацию
работы дежурных
частей
горрайлинорганов
как основного
звена всей
системы. Вместе
с тем содержатся
положения,
отражающие
особенности
деятельности
дежурных частей
МВД, УВД.
Принципиальное
значение имеет
значительное
расширение прав
дежурных.
Старший дежурной
смены, например,
правомочен:
отдавать
обязательные к
исполнению
распоряжения
служебным
нарядам, а в
отсутствие
руководителей -
всему личному
составу
горрайлиноргана;
проверять
выполнение задач
служебными
нарядами; при
осложнении
оперативной
обстановки
производить
временные
изменения в
расстановке сил
и средств с
последующим
докладом
начальнику
горрайлиноргана;
использовать при
необходимости
для организации
охраны места
происшествия,
преследования и
задержания
преступника по
горячим следам
любые
задействованные
на охрану
общественного
порядка наряды
милиции; вводить
в действие в
установленном
порядке
специальные
оперативные
планы, объявлять
сбор всего
личного состава
или отдельного
подразделения
горрайлиноргана
по тревоге;
давать дежурной
следственно-оперативной
группе
обязательные к
исполнению
указания о
выезде на места
происшествий, не
вмешиваясь в
процессуальные
действия
следователя на
месте
происшествия.
В последние годы
после длительной
проработки в
свет вышло еще
несколько
основополагающих
приказов: 14
сентября 1993
года О мерах по
совершенствованию
организации
работы
городских,
районных органов
внутренних дел и
линейных органов
внутренних дел
на транспорте;
20 сентября 1994
года О введении
в действие
Наставления по
организации
работы
городских,
районных органов
внутренних дел и
линейных органов
внутренних дел
на транспорте,
12 февраля 1997
года Об
утверждении
Временного
наставления по
службе штабов
органов
внутренних дел.
8 апреля 1996
года приказом
МВД России
предусмотрены
меры
совершенствования
организации
работы МВД,
ГУВД, УВД, УВДТ,
в том числе
реформирование
их
организационно-штатного
построения и
преобразование
служб
организации
управления в
штабы. Должность
начальника штаба
совмещена с
должностью
заместителя
министра,
начальника
управления
внутренних дел
(первого
заместителя).
30 декабря 1996
года приказом
МВД России 695 в
состав штабов
УВД городов без
районного
деления,
районов, районов
в городах и
иного
муниципального
образования
переданы
подразделения:
технические,
вторые
специальные и
гражданской
обороны.
Должность
начальников
штабов этих
органов также
совмещена с
должностью
заместителя
начальника
органа.
Аналогичным
образом
совмещена
должность
начальника штаба
с должностью
заместителя
начальника
линейного
управления
внутренних дел.
12 февраля 1997
года приказом
МВД России 86
утверждено
Временное
наставление по
службе штабов
органов
внутренних дел.
Приказом
установлено, что
заместители
министров,
начальников
главных
управлений,
управлений
внутренних дел,
управлений
внутренних дел
на транспорте и
режимных
объектах,
горрайлинорганов
внутренних дел -
начальники
штабов при
осуществлении
функций
межотраслевого
управления,
возложенных на
штабы, являются
прямыми
начальниками
всего личного
состава и имеют
право, при
проведении в
жизнь решений
начальников
соответствующих
органов
внутренних дел,
отдавать от их
имени
распоряжения и
указания
подчиненным этих
начальников с
последующим
докладом им об
этих
распоряжениях и
указаниях.
Последний период
характеризуется
не только
укреплением
штабов и
повышением их
статуса.
Качественные
изменения
произошли в
содержании
работы.
Наряду с
традиционными в
прошлом
функциями
анализа и
планирования,
контроля и
координации
штабы стали
непосредственно
заниматься
оперативной
подготовкой
руководящих
кадров,
планированием и
организацией
мероприятий по
обеспечению
служебно-боевой
и
мобилизационной
готовности
органов и
подразделений
внутренних дел к
действиям при
чрезвычайных
обстоятельствах
и в военное
время,
нормативно-правовой
и
организационно-штатной
работой,
автоматизацией
управления и
совершенствованием
специальной и
оперативной
связи.
Принципиально
новые критерии
внесены в оценку
деятельности
инспектируемых
органов
внутренних дел.
Этапы
формирования
штабных
аппаратов в
Свердловской
области и МВД
СССР, позднее
России,
практически
совпадают.
В октябре 1970
года в
соответствии с
приказом МВД
СССР в штатах
УВД исполкома
Свердловского
областного
Совета депутатов
трудящихся
происходят
изменения. В
отделе
внутренних дел
Кировского
райисполкома г.
Свердловска в
порядке
эксперимента
создается штаб,
а его
руководителем и
одновременно
заместителем
начальника
отдела назначен
Русских Николай
Егорович.
Практически
через месяц, в
ноябре 1970
года, в УВД
исполнительного
комитета
Свердловского
областного
Совета депутатов
трудящихся
образуется штаб
общей
численностью 45
человек. Его
основные функции
в то время
заключались в
сборе,
обработке,
анализе'
информации,
внедрении
передового опыта
и планировании
работы ОВД. В
структуру штаба
вошли
оперативное
отделение,
организационно-методическое
отделение,
информационно-аналитическое
отделение,
отделение
статистики,
инспекция,
организационно-штатная
группа,
канцелярия. Штаб
возглавил
Каменщик
Вячеслав.
Михайлович.
В марте 1971 г.
штабы создаются
в ОВД
Верх-Исетского,
Железнодорожного,
Ленинского,
Октябрьского,
Орджоникидзевского,
Чкаловского
райисполкома г.
Свердловска,
Первоуральского
горисполкома.
В апреле 1973 г.
штаб
организуется и в
УВД
Свердловского
горисполкома,
первым
руководителем
которого был
Матвеев Виталий
Николаевич.
В 70-е годы
численность
штабов не один
раз менялась. Но
структурных
изменений
фактически не
производилось
В 1983 г. штаб
УВД области
преобразуются в
инспекторский
отдел, а
впоследствии и в
организационно-инспекторский
отдел,
организационно-
инспекторское
управление. В
апреле 1991 г.
организационно -
инспекторское
управление
реорганизуется в
службу
организации
управления.
С 1993 г.
начинается
восстановление
системы штабов.
В соответствии с
приказом МВД
России с целью
повышения
эффективности
управления в
ГРУОВД создаются
штабы, а в 1996
году служба
организации
управления УВД
области
преобразована в
штаб.
Одновременно
возросло и
количество
задач, стоящих
перед штабными
подразделениями,
увеличилась их
штатная
численность и
техническая
оснащенность. С
1998 г.
повышается
статус
начальников
штабов в крупных
ГРУОВД, которые
становятся
заместителями
начальников
горрайорганов