ОСНОВНОЕ МЕНЮ
Новые ссылки на темы:

 

 

Основные темы разделы МВД РОССИИ

Структура МВД, История МВД, История Внутренних Войск, Административный департамент МВД России, Отдел кадров МВД, Департамент обеспечения безопасности дорожного движения, Специальные органы внутренних дел, Транспортная милиция России, Департамент охраны общественного порядка, Департамент борьбы с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией, Департамент собственной безопасности Департамент тыла, Департамент уголовного розыска, Департамент экономической безопасности, Положение об Организационно-инспекторском департаменте, Правовой департамент, Финансово-экономический департамент, Главный информационно-аналитический центр, Экспертно-криминалистический центр, Государственное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, Информация об основных направлениях розыскной работы, осуществляемой подразделениями уголовного розыска МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, 

Положение об Организационно-инспекторском департаменте Министерства внутренних дел Российской Федерации

СКАЧАТЬ ТЕКСТ

I. Общие положения

 

1. Организационно-инспекторский департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации (ОИД МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий функции Министерства по выработке и реализации общей стратегии в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, выработке комплексных управленческих решений в системе МВД России и контролю за их исполнением, а также выполняющим иные функции в соответствии с настоящим Положением и нормативными правовыми актами МВД России.

 

2. Основными задачами Департамента являются:

 

1) выработка предложений в целях формирования основных направлений государственной политики в сфере внутренних дел и стратегического развития Министерства;

2) совершенствование нормативно-правового регулирования управленческой деятельности в сфере внутренних дел;

3) комплексный анализ и планирование оперативно-служебной деятельности Министерства, координация деятельности органов внутренних дел, учреждений, организаций МВД России по решению общесистемных задач борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

4) организация сбора информации об оперативной обстановке в Российской Федерации, ее анализ, прогнозирование, разработка на этой основе управленческих решений Министра внутренних дел Российской Федерации1;

5) организация и координация действий органов внутренних дел, учреждений и организаций системы МВД России при чрезвычайных ситуациях;

6) проведение единой организационно-штатной политики в системе МВД России;

7) организация по поручению руководства Министерства контроля за выполнением подразделениями центрального аппарата МВД России, органами внутренних дел, требований законов, иных нормативных правовых актов, возложенных на них задач и функций, оказание им практической помощи;

8) организация контрольно-ревизионной работы в системе МВД России;

9) организационно-методическое обеспечение деятельности штабных и контрольно-ревизионных подразделений органов внутренних дел;

10) организация взаимодействия с Федеральной миграционной службой;

11) координация научного обеспечения деятельности МВД России, совершенствование форм и методов управления в МВД России.

 

3. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями руководства Министерства, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Положением.

 

4. Численность, структура и штатное расписание Департамента утверждаются Министром.

Департамент осуществляет руководство Центром проведения ревизий и проверок МВД России, Центром оперативного управления МВД России.

В оперативном подчинении Департамента находятся Государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России», Главный информационно-аналитический центр МВД России, Специальный полк милиции по охране объектов МВД России.

 

5. Работа Департамента организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника, федерального государственного служащего и работника за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

 

6. Департамент имеет печать с изображением геральдического знака - эмблемы органов внутренних дел Российской Федерации, необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки со своим полным и сокращенным наименованием, а также может иметь учреждаемые в установленном порядке знаки и символику, отражающие специфику его деятельности.

 

В необходимых случаях для обеспечения оперативно-служебной деятельности Департамент пользуется печатью МВД России с изображением Государственного герба Российской Федерации.

 

II. Основные функции и полномочия Департамента

 

7. Основными функциями Департамента являются:

 

1) участие в выработке государственной политики в сфере внутренних дел на основе анализа и прогнозирования состояния преступности и результатов борьбы с ней, в определении основных направлений деятельности органов внутренних дел, внутренних войск МВД России и ФМС России, разработке мер по ее совершенствованию;

2) разработка предложений руководству Министерства по формированию государственной политики в сфере внутренних дел, стратегическому развитию МВД России;

3) подготовка аналитических, информационных, справочных и иных материалов для Министра с привлечением, при необходимости, других подразделений центрального аппарата, образовательных, научно-исследовательских учреждений Министерства;

4) комплексный анализ в пределах своей компетенции эффективности мер, принимаемых департаментами МВД России, ФМС России, главными управлениями МВД России по федеральным округам и т.д. По реализации органами внутренних дел и ФМС России государственной политики в сфере внутренних дел, а также изучение и оценка эффективности влияния центрального аппарата на оперативно-служебную деятельность подчиненных подразделений и разработка соответствующих предложений;

5) координация деятельности ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО МВД России в сфере внутренних дел;

6) координация формирования федеральных целевых программ в сфере внутренних дел и участие в их разработке;

7) обобщение практики применения законодательства Российской Федерации в сфере внутренних дел и выработка правовых, организационных и иных мер по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел;

8) разработка либо участие в разработке, в соответствии со своей компетенцией, совместно с заинтересованными подразделениями Министерства, федеральными органами исполнительной власти проектов международных договоров Российской Федерации  и межведомственных соглашений;

9) разработка проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правового регулирования управления в сфере внутренних дел;

10) подготовка отзывов и заключений по проектам законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации регулирующих направления деятельности Департамента, их сопровождение в федеральных органах государственной власти;

11) выполнение поручений Министра, курирующего заместителя Министра;

12) анализ практики информационно-аналитической деятельности подразделений центрального аппарата, ГУ МВД России по ФО, а также МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО МВД России; подготовка предложений по совершенствованию этой работы, оказание методической помощи штабным подразделениям органов внутренних дел;

13) разработка планов основных организационных мероприятий МВД России, работы коллегии, оперативных совещаний при Министре, графика инспекторских, контрольных проверок, комплексных выездов в ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, окружные управления материально-технического и военного снабжения МВД России, планов проведения  ревизий финансово-хозяйственной деятельности подразделений системы МВД России, служебных командировок, проверок подразделений центрального аппарата Министерства, подразделений, непосредственно подчиненных Министерству, плана научного обеспечения деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России;

14) по поручению руководства Министерства контроль и проверка фактического выполнения подразделениями центрального аппарата МВД России, ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО МВД России законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, решений Совета Безопасности Российской Федерации и межведомственных комиссий, координационного совещания правоохранительных органов, планирующих документов, приказов и распоряжений МВД России, решений и протокольных поручений коллегии Министерства, совещаний при Министре;

15) анализ практики планирования оперативно-служебной деятельности и служебных командировок в подразделениях центрального аппарата МВД России и аппаратах ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО МВД России;

16) организация проведения общеминистерских мероприятий;

17) организационное обеспечение заседаний коллегии, совместных коллегий с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, объединенных коллегий МВД России и правоохранительных органов иностранных государств, а также работы оперативного совещания при Министре; осуществление контроля за соблюдением установленного порядка подготовки и представления подразделениями центрального аппарата документов к заседаниям коллегии и совещания при Министре;

18) координация работы дежурных частей органов внутренних дел по своевременному реагированию на осложнения оперативной обстановки; взаимодействие с дежурными службами других федеральных органов исполнительной власти;

19) изучение организации деятельности дежурных частей органов внутренних дел, принятие мер к повышению ее уровня, организационно-методическое обеспечение деятельности дежурных частей;

20) организация оперативного реагирования на изменения оперативной обстановки при чрезвычайных ситуациях и в условиях правового режима чрезвычайного положения или военного положения;

21) участие в разработке и реализации единой политики Министерства в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с социальными и этническими конфликтами, а также при введении правового режима чрезвычайного или военного положения;

22) обеспечение контроля готовности сил и средств МВД России к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств, а также при введении правового режима чрезвычайного или военного положения;

23) координация действий подразделений центрального аппарата МВД России, внутренних войск МВД России, ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО при проведении крупномасштабных комплексных операций в двух и более федеральных округах Российской Федерации, а также при осложнении обстановки, чрезвычайных обстоятельствах и в условиях введения правового режима чрезвычайного или военного положения;

24) проведение инспекторских, контрольных и целевых проверок деятельности подразделений центрального аппарата МВД России, органов внутренних дел и подразделений, входящих в систему МВД России, выездов сотрудников Министерства в регионы для оказания практической помощи, разработка по результатам инспектирования совместно с руководством проверяемых органов внутренних дел и подразделений мер по устранению выявленных недостатков и контроль за их реализацией;

25) формирование единой организационно-штатной политики в системе МВД России;

26) анализ и координация организационно-штатной деятельности в системе МВД России;

27) участие в определении основных направлений развития организационно-структурного построения органов, подразделений, учреждений и организаций системы МВД России, осуществление мероприятий по совершенствованию их штатного обеспечения, организация проектирования и разработки структур подразделений центрального аппарата Министерства и подразделений, непосредственно подчиненных ему, типовых структур, штатных расписаний и нормативов штатной численности; разработка и сопровождение реестров (перечней) должностей федеральной государственной службы (государственной гражданской службы), ведение учета штатной численности;

28) организация и проведение комплексных документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности в подразделениях центрального аппарата МВД России, ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС МВД России, внутренних войск МВД России, проведение внеплановых ревизий и проверок по указанию Министра, решению органов предварительного следствия, прокуратуры и суда;

29) обеспечение работы Научного совета МВД России, координация деятельности научно-практических секций департаментов Министерства, ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по научному обеспечению деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, оказание им организационно-методической, консультативной и практической помощи;

30) координация системы научного обеспечения МВД России, подготовка предложений о наиболее актуальных направлениях научных исследований, контроль за исполнением управленческих решений в указанной сфере деятельности;

31) организация функционирования Справочно-информационного фонда и формирование массива накопительных материалов;

32) формирование и ведение соответствующих информационных систем;

33) ведение баз данных нормативных правовых актов по вопросам деятельности Департамента, проведение работы по их систематизации;

34) координация в системе МВД России работы по выявлению, обобщению и внедрению в деятельность органов, подразделений, учреждений МВД России положительного отечественного и зарубежного опыта;

35) организация проведения общесистемных экспериментов, направленных на повышение эффективности деятельности органов, подразделений, учреждений МВД России;

36) принятие в пределах своей компетенции участия в подборе и расстановке руководителей штабных и контрольно-ревизионных подразделений ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации;

37) организация стажировки в Департаменте руководителей и сотрудников штабных и контрольно-ревизионных подразделений;

38) осуществление в установленном порядке сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

39) подготовка графика выпуска специальных ведомственных изданий и единого тематического плана публикаций материалов в изданиях центрального аппарата МВД России. Координация и контроль издательской деятельности и выпуска специальных ведомственных изданий;

40) обеспечение выпуска журнала «Вестник МВД России» и бюллетеня «Оперативно-розыскная работа»;

41) участие в правовой пропаганде и информировании населения о результатах работы по охране общественного порядка и борьбе с преступностью;

42) организация рассмотрения представлений органов прокуратуры, судебных органов о нарушениях законности в деятельности органов внутренних дел и выработка мер по их устранению;

43) рассмотрение писем, заявлений и обращений граждан, публикаций и сообщений в средствах массовой информации по вопросам деятельности Департамента.

 

8. Департамент для осуществления своих задач и функций имеет право:

 

1) создавать в установленном порядке комиссии, советы и иные совещательные органы, в том числе с участием представителей органов, подразделений и учреждений системы МВД России, других федеральных органов государственной власти;

2) запрашивать и получать от органов, подразделений и учреждений системы Министерства документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к сфере внутренних дел;

3) направлять сотрудников для участия в совещаниях подразделений центрального аппарата Министерства;

4) привлекать в установленном порядке для выработки управленческих решений в сфере внутренних дел соответствующие структурные подразделения центрального аппарата Министерства, ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, научно-исследовательские и образовательные учреждения и другие организации МВД России;

5) пользоваться в установленном порядке базами данных Министерства и его департаментов, ФМС России, СК при МВД России, ГКВВ МВД России, научно-исследовательских и образовательных учреждений МВД России;

6) привлекать для осуществления отдельных работ в рамках предметов ведения Департамента ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

7) взаимодействовать по вопросам деятельности Департамента с органами, подразделениями и учреждениями Министерства, соответствующими подразделениями органов государственной власти Российской Федерации, общественными объединениями, организациями, а также в установленном порядке - с правоохранительными органами иностранных государств, международными организациями и средствами массовой информации;

8) проводить в установленном порядке совещания, рабочие встречи, научно-практические конференции и семинары;

9) заслушивать отчеты руководителей соответствующих подразделений ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, научно-исследовательских и образовательных учреждений, а по согласованию с руководством Министерства - руководителей названных главных управлений, министерств, управлений и учреждений по вопросам, относящимся к ведению Департамента;

10) проводить в подразделениях Департамента стажировку руководителей штабных и контрольно-ревизионных подразделений ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, научно-исследовательских и образовательных учреждений МВД России;

11) проводить в установленном порядке пресс-конференции, брифинги для средств массовой информации по направлениям деятельности Департамента.

 

Ш. Организация и обеспечение деятельности Департамента

 

9. Департамент  возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.

 

Начальник Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.

 

10. Начальник Департамента:

 

1) осуществляет руководство деятельностью Департамента и подразделений непосредственного подчинения, несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Департамент  и подразделения непосредственного подчинения задач и функций, реализацию предоставленных прав;

2) распределяет функциональные обязанности между своими заместителями, осуществляет контроль за их исполнением, делегирует в установленном порядке, исходя из интересов службы, часть своих полномочий  заместителям;

3) утверждает  планы работы структурных подразделений Департамента и подразделений непосредственного подчинения;

4) издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для выполнения всем личным составом Департамента и подразделений непосредственного подчинения;

5) создает в пределах утвержденного штатного расписания Департамента временные подразделения целевого назначения;

6) устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации и оперативно-служебной необходимостью внутренний распорядок и режим работы Департамента;

7) представляет руководству Министерства проекты структур, штатных расписаний Департамента и подразделений непосредственного подчинения; утверждает положения о структурных подразделениях Департамента;

8) представляет руководству Министерства предложения по реорганизации  и ликвидации подразделений непосредственного подчинения;

9) направляет сотрудников, государственных служащих и работников Департамента и  подразделений непосредственного подчинения в плановые служебные командировки, в исключительных случаях - во внеплановые с последующим уведомлением руководства Министерства;

10) устанавливает и изменяет, в пределах средств, выделенных на денежное довольствие и заработную плату, должностные оклады в минимальных и максимальных размерах, определенных по соответствующим должностям, надбавки и выплаты сотрудникам, федеральным государственным служащим и работникам Департамента и подразделений непосредственного подчинения включительно до начальника управления Департамента и заместителей руководителей Центров соответственно;

11) распоряжается поощрительным фондом денежных средств в пределах выделенных ассигнований;

12)  организует и обеспечивает подбор, расстановку, и профессиональную подготовку кадров, воспитание личного состава Департамента и непосредственно подчиненных подразделений, соблюдение ими служебной дисциплины, в установленном порядке направляет сотрудников на переподготовку и повышение квалификации;

13)  осуществляет в пределах своей компетенции прием, назначение (до заместителя начальника управления Департамента и заместителя начальника подразделения непосредственного подчинения включительно), перемещение, временное отстранение, освобождение от должности и увольнение сотрудников, государственных служащих и работников Департамента и подразделений непосредственного подчинения; представляет руководству Министерства кандидатуры для назначения на должность начальников управлений Департамента и подразделений непосредственного подчинения;

14) организует в установленном порядке аттестацию сотрудников и государственных служащих, а также квалификационные экзамены государственных служащих Департамента и непосредственно подчиненных подразделений, присваивает в пределах предоставленных прав специальные звания до подполковника милиции (внутренней службы) включительно, вносит предложения руководству Министерства о присвоении специальных званий сотрудникам Департамента и непосредственно подчиненных подразделений;

15) применяет меры поощрения и взыскания в отношении сотрудников, государственных служащих и работников Департамента до начальника управления Департамента включительно, а также на сотрудников и работников Центров;

16) вносит руководству Министерства представления к награждению государственными и ведомственными наградами сотрудников, государственных служащих и работников Департамента, а также к поощрению либо к дисциплинарному наказанию руководителей, сотрудников и государственных служащих подразделений системы МВД России правами руководства Министерства;

17) предоставляет отпуска сотрудникам, федеральным государственным служащим и работникам Департамента и руководителям подразделений непосредственного подчинения;

18) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России иные вопросы, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел сотрудниками, федеральной государственной службы – федеральными служащими и осуществлением трудовой деятельности – работниками Департамента и подразделений непосредственного подчинения;

19) согласовывает в установленном порядке назначение на должность и освобождение от должности руководителей  штабных и контрольно-ревизионных подразделений ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также руководителей научно-исследовательских учреждений МВД России;

20) самостоятельно представляет Департамент во взаимоотношениях с подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, аппаратами Правительства Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими подразделениями органов государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, а также по поручению руководства Министерства представляет МВД России в федеральных органах государственной власти.

11. При начальнике Департамента действует оперативное совещание, порядок работы которого определяется начальником Департамента.

12. Делопроизводство, мероприятия по обеспечению режима секретности, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение в Департаменте  осуществляются  установленном порядке.

 

История

Штабная функция - объективно необходимая категория сферы управления и присуща любой системе. Ее осуществление всегда направлено на обеспечение наиболее эффективного функционирования основных служб и всей системы в целом. Крупный русский ученый П.М. Керженцев дает такое определение штаба: Всякий штаб, в чистом виде, - есть, так сказать, мозг организации, т.е. тот центр, который детально изучает происходящую работу и обдумывает все методы, по каким работа должна совершаться в будущем.

 

Содержание штабной функции в сфере государственного управления П. М. Керженцев видел в выработке стратегии учреждения, организации, в решении вопросов организационного характера, анализе результатов работы, учете и контроле, инструктировании отдельных служб и координации их деятельности.

 

Не случайно, что в первом после Октябрьской революции 1918 году в Главном управлении рабоче-крестьянской милиции (ГУМе) были созданы инструкторский и информационный отделы. Позднее их объединили в один инструкторско-инспекторский отдел, в мае 1919 года реорганизовали в информационно-инструкторский, а в январе 1920 года этот отдел вошел в состав вновь образованной Инспекции ГУМа.

 

В ее деятельности четко прослеживаются многие функции, присущие нынешним штабам органов внутренних дел: она собирала и обобщала статистические данные о преступности и личном составе милиции, занималась оргштатной и нормотворческой деятельностью, выработкой инструкций и инструктированием учреждений на местах, проводила ревизии, контролировала организацию и деятельность милиции в российских регионах.

 

Дальнейшее развитие организаторской работы в центре и на местах повлекло создание в январе 1929 года наряду с Инспекцией административно-организационного отдела, который, в частности, осуществлял функции правового регулирования деятельности милиции, организационно-штатной и кадровой работы, информационного обеспечения. В начале 1931 года учреждена Главная инспекция ОГПУ по милиции и уголовному розыску. На нее были возложены такие штабные функции, как изучение динамики и структуры преступности, инспектирование и оперативное управление деятельностью милиции и уголовного розыска, разработка их структуры, штатов и положений, иная нормотворческая работа, обобщение и распространение передового опыта охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. С 1934 года, с созданием НКВД СССР, и вплоть до 1957 года функционировала Главная инспекция НКВД СССР, выполняющая исключительно контрольные функции. Фактически вся остальная штабная деятельность была свернута, что нанесло немалый ущерб нормальному функционированию органов внутренних дел на долгие годы.

 

В 60-х годах система МВД вступила в этап крупного организационного реформирования. Одним из его направлений стал поиск путей повышения эффективности выполнения общесистемных задач при одновременном усилении отраслевых, функциональных и штабных служб.

 

Было очевидно, что совмещение, гармонизация общесистемных и отраслевых задач требует создания такого органа управления, который смог бы объединить работу служб, вычленить и взять на себя общие для системы функции анализа, прогнозирования, координации и 'на этой базе обеспечить подготовку качественных управленческих решений для первых руководителей. Так появилась и стала пробивать себе дорогу идея штабов.

 

В ГУМ МВД СССР был создан организационно-методический отдел (ОМО). В 1960-1966 годах организационно-методические отделы, отделения действовали в ГУМ МООП РСФСР и еще в 24 управлениях милиции наиболее крупных МООП, УООП.

Но организационно-методические подразделения управлений милиции лишь частично выполняли отдельные штабные функции. Поначалу они занимались обобщением и распространением передового опыта, текущей служебной подготовкой кадров, организацией взаимодействия с научными учреждениями. Позднее стали также осуществлять функции планирования работы и инспектирования горрайорганов. Однако это еще не были штабы, да и функционировали они только в незначительной части органов.

 

17 октября 1966 года приказом МООП СССР объявляется утвержденная Советом Министров СССР структура союзно-республиканского министерства охраны общественного порядка (МООП РСФСР). В июне того же года оно было преобразовано в МООП СССР. И впервые наряду со многими главными управлениями и управлениями создается самостоятельное структурное подразделение - контрольно-инспекторский отдел (КИО) с подчинением его непосредственно министру, а не начальнику ГУМ. В качестве самостоятельного отдела КИО вошел и в состав МВД СССР (25 ноября 1968 года издан Указ Президиума Верховного Совета СССР о переименовании МООП СССР в МВД СССР. Указ объявлен 26 ноября 1968 года приказом МВД СССР 903).

 

В марте 1967 года первым начальником КИО МВД СССР назначается Сергей Михайлович Крылов. В августе того же года он вводится в состав коллегии МВД СССР. В обязанности КИО были вменены контроль и инспектирование служб и подразделений, укрепление исполнительской дисциплины, совершенствование управления.

 

11 февраля 1969 года приказом МВД СССР объявлена новая структура. Наряду с другими изменениями в центральном аппарате предусмотрено создание на базе контрольно-инспекторского отдела качественно нового, полнокровного штабного аппарата - Организационно-инспекторского управления (ОИУ).

 

С конца 1968 года началось образование организационно-инспекторских аппаратов в МВД, ГУВД, УВД. Укрепляются деловые связи между ними и ОИУ МВД СССР, усиливается взаимообмен информацией.

 

Верный своему девизу надо не только требовать от людей хорошей работы, надо учить их работать с использованием новых форм и методов. Это главное, это решающее..., СМ. Крылов созывает в июне 1969 года в Ленинграде Всесоюзное совещание-семинар начальников вновь образованных штабных аппаратов и выступает на нем с докладом об основных путях дальнейшего совершенствования их организаторской деятельности.

 

Вскоре в ОИУ МВД СССР началась активная проработка проблем научного прогнозирования и перспективного (пятилетнего) планирования развития органов внутренних дел и совершенствования их деятельности. Были подключены лучшие научные силы страны, все службы Министерства и подразделения ОИУ.

 

В целях постановки задач перед МВД, УВД и обучения методическим основам перспективного планирования 14-17 мая 1970 года в Москве проведено очередное Всесоюзное совещание-семинар руководящих работников отраслевых служб МВД СССР и начальников организационно-инспекторских аппаратов МВД, УВД.

 

Говоря о внедрении в практику органов внутренних дел перспективного планирования, СМ. Крылов отмечал позднее: Эта работа явилась крупным событием в жизни органов внутренних дел. Она обусловила психологический перелом в сознании наших кадров с точки зрения правильной оценки роли и значения анализа, прогноза и перспективного планирования в системе управления органами внутренних дел.

 

6 сентября 1971 года приказом 257 ОИУ было переименовано в Штаб МВД СССР. В 1972 году в его состав входили главная инспекция и семь отделов: организационно-аналитический, оперативный (включая дежурную часть МВД СССР), организационно-зональный, организационно-научный, организационно-штатный, нормативно-уставный, внешних сношений.

 

В оперативное подчинение Штабу были переданы Главный научно-исследовательский центр управления и информации (позднее Главный информационный центр) и Организационно-методический центр МВД СССР по передовому опыту.

 

В эту пору в Штабе Министерства сформировалось сильное ядро опытных управленцев: заместителями начальника Штаба были Б.В. Заботин, А.Г. Лекарь, Д.Я.. Афанасьев, Б.В. Бойцов, отделами и иными подразделениями руководили И.С. Каро, И.Е. Ложкин, Д.Г. Постников, Д.Д. Никитин, Ю.А.. Лазаренко, В.З. Веселый, Л.К. Резниченко, СИ. Рязанов, Г.А.. Айрумян, С.Г. Компаниец, А.С Клюшников, В.Л. Бур-мистров, СЕ. Вицин, Г.А. Аванесов, ГС. Акопов.

 

В эти же годы во всех МВД, ГУВД, УВД, УВД на транспорте были образованы штабы, и многие из них активно и плодотворно функционировали. К их числу прежде всего следует отнести штабы МВД Башкирии, Татарии, Якутии, Москвы, Московской области, Ленинграда и Ленинградской области, Краснодарского края, Архангельской, Воронежской, Горьковской, Саратовской, Тюменской, Ярославской областей (начальники А.А. Карасик, Г.Л. Клячкин, М.А. Юткин, Г.А. Машков, В.П. Лозбяков, ГГ. Надсон, Д.Н. Черняев, И.В. Гринблат, Б.Д. Ащеулов, ' М.П. Еськин, В.К. Зубарев, М.Н. Зингер, В.Ф. Колмаков).

 

7 декабря 1972 года приказом МВД СССР 0655 утверждено первое Положение о Штабе МВД СССР. Определены роль и место Штаба в системе служб и органов внутренних дел: Штаб, - говорится в этом документе, - является органом управления, призванным организационно обеспечивать подготовку и претворение в жизнь управленческих решений руководства Министерства внутренних дел СССР подчиняется непосредственно Министру. В соответствии с этим назначением Штаба определены и основные его задачи:

- организация информационной работы в органах внутренних дел, совершенствование системы информации;

- комплексный анализ оперативной обстановки и разработка на этой основе конкретных предложений по совершенствованию оперативно-служебной деятельности, повышение уровня аналитической работы;

- организационное обеспечение осуществляемых   руководством МВД СССР мероприятий по совершенствованию организаторской и оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел страны;

- разработка и осуществление  совместно с отраслевыми службами мер по своевременному реагированию на изменения оперативной обстановки;

- текущее планирование работы МВД СССР и коллегии, контроль за выполнением планов;

- перспективное планирование деятельности органов внутренних дел на основе научных прогнозов;

- обеспечение согласованной деятельности МВД, УВД и отраслевых служб МВД СССР при решении вопросов, требующих комплексного использования сил и средств;

- организационно обеспечение согласованных с другими ведомствами и организациями - мероприятий Министерства в целях более эффективного укрепления правопорядка;

- комплексное инспектирование органов внутренних дел;

- текущее и перспективное планирование, координация научно-исследовательской работы;

- организация работы по обобщению и внедрению в работу органов внутренних дел отечественного и зарубежного передового опыта;

- руководство издательской деятельностью МВД СССР;

- внедрение в практику органов внутренних дел научных основ управления и организации труда;

- организация нормотворческой деятельности;

- совершенствование организационной структуры органов внутренних дел, оргштатная работа;

- разработка и осуществление мер по обеспечению высокой

- боевой готовности органов и подразделений внутренних дел;

- организация оперативной подготовки высшего руководящего состава органов внутренних дел в области управления силами и средствами;

- оперативно-методическое руководство и контроль за деятельностью штабов (в том числе дежурных частей) МВД, УВД и горрапорганов внутренних дел;

- повышение профессиональной подготовки штабных кадров.

 

В Положении подчеркивается, что Штаб организует свою работу в тесном взаимодействии с отраслевыми службами МВД СССР; взаимодействие осуществляется путем взаимного обмена информацией, совместной разработки и осуществления комплексных мероприятий, подготовки управленческих документов, проведения совместных исследований и проверок деятельности подчиненных органов.

 

Весьма характерным для стиля работы Штаба того времени и самого СМ. Крылова, автора этого интереснейшего документа, является включение в Положение следующих предписаний:

 

Штаб должен активно добывать необходимую информацию об оперативной обстановке, следить за ее достоверностью и быстро разрабатывать проекты управленческих документов, принимая меры к тому, чтобы они были предельно краткими, ясными и содержали сумму конкретных мероприятий, обеспечивающих решение того или иного вопроса. Основные усилия Штаб должен сосредоточивать на живой организаторской работе. Все предложения Штаба должны базироваться на реальных возможностях органов внутренних дел...

 

На основе Положения о Штабе МВД СССР в целях обеспечения единообразия структуры, задач и функций, в 1973 году было разработано Типовое положение о штабе МВД, УВД.

 

На протяжении последующего десятилетия в центре и на местах совершенствовалась структура штабных аппаратов, усложнялись задачи, дополнялись и видоизменялись отдельные функции, появлялись новые направления практической деятельности, возрастали объем и ответственность выполняемой работы. Но оставалось неизменным основное назначение штабов как органов межотраслевого оперативного управления, призванных координировать деятельность служб и органов внутренних дел в решении комплексных правоохранительных задач, обеспечивать непрерывное управление силами и средствами.

 

После Сергея Михайловича Крылова Штабом МВД СССР попеременно руководили его соратники и ученики, видные управленцы Антон Григорьевич Лекарь, Вадим Григорьевич Самохвалов, Леонид Константинович Резниченко, Дмитрий Яковлевич Афанасьев, Игорь Сигизмундович Каро, продолжавшие и развивавшие заложенные СМ. Крыловым основы и принципы организации управленческой деятельности, лучшие традиции работы штабов в центре и на местах. К концу 1982 года штабы функционировали в 205 министерствах и управлениях внутренних дел, из них в 52 - на правах управлений, а также в 1150 горрайорганах.

 

В начале 1983 года дальнейшее укрепление и развитие штабной службы было прервано.

 

Вновь назначенный министр внутренних дел СССР 5 марта 1983 года издал приказ, которым упразднил Штаб центрального аппарата и штабы МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, образовав вместо них инспекторские аппараты. В течение трех последующих лет они практически занимались лишь контролем, инспектированием планированием работы ОВД, подготовкой информации в центральные партийные и советские органы. Штабные подразделения горрайлинорганов были упразднены. Созданная огромным трудом профессиональная дежурная служба, повсеместно ставшая центром оперативного управления силами и средствами по охране общественного порядка и раскрытию преступлений по горячим следам, была низведена до уровня механического регистратора событий, дежурные части подчинены секретариатам, численность их сокращена.

 

Подразделения, занимавшиеся в штабах анализом и прогнозированием, научно-технической информацией, разработкой нормативных актов и организационно-методической работой по внедрению передового опыта, Ленинградские высшие штабные курсы расформированы; опытные управленческие кадры распылены.

 

Лишь спустя три года, со сменой руководства МВД СССР, эти разрушительные реорганизации, необоснованная ломка штабных и многих других общепризнанных структур, оправдавших себя на практике форм и методов работы были, наконец, прекращены. Но потребовалось еще много времени и усилий, чтобы восполнить нанесенный ущерб.

 

1 июля 1986 года был издан приказ МВД СССР О совершенствовании структуры и повышении эффективности деятельности инспекторских аппаратов МВД СССР, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ и дежурных частей органов внутренних дел. Этим приказом инспекторские управления, отделы, отделения, группы преобразованы в организацинно-инспекторские. В их структуру возвращены дежурные части, подразделения информации и анализа, обобщения передового опыта, руководства дежурными частями.

 

В УВД крупных городов и районов образованы оргинспекторские отделения, во многих других горрайлинорганах введены должности старших инспекторов и инспекторов по анализу, планированию и контролю.

 

Таким образом, был сделан первый шаг к восстановлению ряда важных штабных функций, воссозданию организационно-инспекторских аппаратов на всех уровнях функционирования органов внутренних дел.

 

Приказом объявлены три положения: об Оргинспекторском управлении центрального аппарата, об оргинспекторских отделах, отделениях МВД, ГУВД, УВД, УВДТ и оргинспекторских подразделениях горрайлинорганов. В них восстановлено традиционное триединство основных направлений деятельности штабов - информационно-аналитического, организаторского и контрольно-инспекторского.

 

Изданный 15 июля 1989 года приказ МВД СССР 140 О мерах  повышения эффективности деятельности организационно-инспекторских аппаратов послужил для дальнейшего развития этих основополагающих принципов организации работы штабов, совершенствования их структуры, организационно-штатного укрепления.

 

В новом Положении об ОИУ МВД СССР подчеркнуто, что оно является головной в системе МВД службой по организации анализа, планирования и контроля. На первое место среди основных выдвинута задача координации действий служб центрального аппарата.

 

Приказом МВД СССР 269 от 2 августа 1991 года на базе Оргинспекторского управления вновь образован Штаб МВД СССР.

 

В январе 1990 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 25 декабря 1989 года 1140 О мероприятиях, связанных с образованием МВД РСФСР из МВД СССР, осуществлявшего до того одновременно и функции российского министерства, было выделено МВД РСФСР.

 

Новое министерство начало свою деятельность с изучения реального положения дел в республике. Только за первый год проинспектировано 38 МВД, УВД, УВДТ. Накоплен и обобщен огромный фактический материал, необходимый для анализа оперативной обстановки, выработки обоснованных и конкретных управленческих решений, объективного информирования органов государственной власти и управления о состоянии правопорядка.

 

Были приняты меры к упорядочению служебной переписки и командировок. Без визы штабного аппарата не разрешалось направление в подчиненные органы нормативных и методических документов, указаний. Выезды в МВД, УВД, УВДТ стали осуществляться в основном группами и в составе бригад во главе с ответственными работниками МВД. Главной их целью стало оказание практической помощи в организа-ции работы и обучение сотрудников непосредственно на месте.

 

Большое внимание было уделено определению концепции Министерства и научно-обоснованного под-хода к разработке оргштатных структур. В декабре 1990 года была утверждена структура аппаратов министерств и управлений внутренних дел РСФСР, в июне 1990 года - окргоррайлинорганов.

 

На базе организационно-инспекторских аппаратов были созданы: в МВД РСФСР - Служба организации управления и правового обеспечения (СОУПО), в МВД, УВД, УВДТ - службы, отделы, отделения организации управления.

 

СОУПО МВД РСФСР руководили: с января по ноябрь 1990 года - Юрий Михайлович Калинцев, с ноября 1990 года по февраль 1992 года - Александр Семенович Коваленко.

В структуре и деятельности этого аппарата были закреплены многие лучшие штабные традиции, заложенные еще СМ. Крыловым. В состав СОУПО входили отделы: информационно-аналитический, оперативный (включая дежурную часть МВД), правового обеспечения и (международных связей; инспекция и пресс-служба; в оперативном подчинении находился информационный центр.

 

В становлении нового республиканского органа государственного управления - МВД РСФСР с первых шагов его формирования и развития штабная служба принимала самое активное участие.

 

После распада СССР, упразднения МВД СССР и МВД РСФСР на их базе было создано Министерство внутренних дел Российской Федерации.

 

10 февраля 1992 года приказом 30 создан Штаб МВД России, утверждены Положение о Штабе, его структура и штаты. В Штабе образованы три управления - информационно-аналитическое, организационно-плановое и оперативное (в его составе - дежурная часть МВД), а также главная инспекция (на правах управления), редакционно-издательский отдел. Начальником Штаба был назначен Аркадий Никифорович Косачев. В 1992-1993 .годах, вслед за принятием нового Положения, в Штабе началась большая работа по подготовке единого нормативного акта, регламентирующего деятельность дежурных частей всех уровней функционирования органов внутренних дел. 9 апреля 1993 года вышел в свет приказ МВД России 170 О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей органов внутренних дел.

 

Приказ утвердил новые структуру и типовые штаты дежурных частей органов внутренних дел, внес коррективы в порядок сбора, обработки и представления оперативной информации, незамедлительного реагирования на сообщения и заявления граждан о преступлениях; была четко определена ответственность дежурных частей за организацию раскрытия преступлений по горячим следам; предписано повсеместно в крупных горрайорганах создавать штатные следственно-оперативные группы и группы немедленного реагирования (ГНР); детально регламентирован порядок разбирательства с доставленными и задержанными; приведены в соответствие с современными требованиями нормы табельной положенности на технические средства, вооружение и оборудование; разрешены вопросы подчиненности дежурных частей, возникшие в связи с изданием Указа Президента о милиции общественной безопасности; установлено, что на уровне горрайлинорганов дежурная часть органа внутренних дел, входящая в состав штаба, одновременно является и дежурной частью милиции общественной безопасности и подчиняется начальнику горрайлиноргана, его заместителю по милиции общественной безопасности и начальнику штаба; в МВД, УВД, а также в МВД России - структурным подразделением соответствующего штабного аппарата. На штабные аппараты МВД, УВД возложено организационно-методическое обеспечение деятельности дежурных частей горрайлинорганов.

 

Важным нормативным документом, утвержденным приказом, является Наставление по организации работы дежурных частей. В нем упор сделан на организацию работы дежурных частей горрайлинорганов как основного звена всей системы. Вместе с тем содержатся положения, отражающие особенности деятельности дежурных частей МВД, УВД. Принципиальное значение имеет значительное расширение прав дежурных. Старший дежурной смены, например, правомочен: отдавать обязательные к исполнению распоряжения служебным нарядам, а в отсутствие руководителей - всему личному составу горрайлиноргана; проверять выполнение задач служебными нарядами; при осложнении оперативной обстановки производить временные изменения в расстановке сил и средств с последующим докладом начальнику горрайлиноргана; использовать при необходимости для организации охраны места происшествия, преследования и задержания преступника по горячим следам любые задействованные на охрану общественного порядка наряды милиции; вводить в действие в установленном порядке специальные оперативные планы, объявлять сбор всего личного состава или отдельного подразделения горрайлиноргана по тревоге; давать дежурной следственно-оперативной группе обязательные к исполнению указания о выезде на места происшествий, не вмешиваясь в процессуальные действия следователя на месте происшествия.

 

В последние годы после длительной проработки в свет вышло еще несколько основополагающих приказов: 14 сентября 1993 года О мерах по совершенствованию организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте; 20 сентября 1994 года О введении в действие Наставления по организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте, 12 февраля 1997 года Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел.

8 апреля 1996 года приказом МВД России предусмотрены меры совершенствования организации работы МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, в том числе реформирование их организационно-штатного построения и преобразование служб организации управления в штабы. Должность начальника штаба совмещена с должностью заместителя министра, начальника управления внутренних дел (первого заместителя).

30 декабря 1996 года приказом МВД России 695 в состав штабов УВД городов без районного деления, районов, районов в городах и иного муниципального образования переданы подразделения: технические, вторые специальные и гражданской обороны. Должность начальников штабов этих органов также совмещена с должностью заместителя начальника органа. Аналогичным образом совмещена должность начальника штаба с должностью заместителя начальника линейного управления внутренних дел.

 

12 февраля 1997 года приказом МВД России 86 утверждено Временное наставление по службе штабов органов внутренних дел.

 

Приказом установлено, что заместители министров, начальников главных управлений, управлений внутренних дел, управлений внутренних дел на транспорте и режимных объектах, горрайлинорганов внутренних дел - начальники штабов при осуществлении функций межотраслевого управления, возложенных на штабы, являются прямыми начальниками всего личного состава и имеют право, при проведении в жизнь решений начальников соответствующих органов внутренних дел, отдавать от их имени распоряжения и указания подчиненным этих начальников с последующим докладом им об этих распоряжениях и указаниях.

 

Последний период характеризуется не только укреплением штабов и повышением их статуса. Качественные изменения произошли в содержании работы.

 

Наряду с традиционными в прошлом функциями анализа и планирования, контроля и координации штабы стали непосредственно заниматься оперативной подготовкой руководящих кадров, планированием и организацией мероприятий по обеспечению служебно-боевой и  мобилизационной готовности органов и подразделений внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах и в военное время, нормативно-правовой и организационно-штатной работой, автоматизацией управления и совершенствованием специальной и оперативной связи.

 

Принципиально новые критерии внесены в оценку деятельности инспектируемых органов внутренних дел.

Этапы формирования штабных аппаратов в Свердловской области и МВД СССР, позднее России, практически совпадают.

 

В октябре 1970 года в соответствии с приказом МВД СССР в штатах УВД исполкома Свердловского областного Совета депутатов трудящихся происходят изменения. В отделе внутренних дел Кировского райисполкома г. Свердловска в порядке эксперимента создается штаб, а его руководителем и одновременно заместителем начальника отдела назначен Русских Николай Егорович.

 

Практически через месяц, в ноябре 1970 года, в УВД исполнительного комитета Свердловского областного Совета депутатов трудящихся образуется штаб общей численностью 45 человек. Его основные функции в то время заключались в сборе, обработке, анализе' информации, внедрении передового опыта и планировании работы ОВД. В структуру штаба вошли оперативное отделение, организационно-методическое отделение, информационно-аналитическое отделение, отделение статистики, инспекция, организационно-штатная группа, канцелярия. Штаб возглавил Каменщик Вячеслав. Михайлович.

 

В марте 1971 г. штабы создаются в ОВД Верх-Исетского, Железнодорожного, Ленинского, Октябрьского, Орджоникидзевского, Чкаловского райисполкома г. Свердловска, Первоуральского горисполкома.

 

В апреле 1973 г. штаб организуется и в УВД Свердловского горисполкома, первым руководителем которого был Матвеев Виталий Николаевич.

 

В 70-е годы численность штабов не один раз менялась. Но структурных изменений фактически не производилось

 

В 1983 г. штаб УВД области преобразуются в инспекторский отдел, а впоследствии и в организационно-инспекторский отдел, организационно- инспекторское управление. В апреле 1991 г. организационно - инспекторское управление реорганизуется в службу организации управления.

 

С 1993 г. начинается восстановление системы штабов. В соответствии с приказом МВД России с целью повышения эффективности управления в ГРУОВД создаются штабы, а в 1996 году служба организации управления УВД области преобразована в штаб. Одновременно возросло и количество задач, стоящих перед штабными подразделениями, увеличилась их штатная численность и техническая оснащенность. С 1998 г. повышается статус начальников штабов в крупных ГРУОВД, которые становятся заместителями начальников горрайорганов

Hosted by uCoz
       
Hosted by uCoz
           ПРЕДЛАГАЕМ ПОСЕТИТЬ   ЭТОТ   САЙТ

     

РЕКЛАМА САЙТА

Данный проект живет
  
           КАТАЛОГИ И     СЧЕТЧИКИ САЙТА БЖ

 

 

© klyoma art vanguard 2003-2006       Отправить сообщение для: klyomahard@msn.com с вопросами.
Hosted by uCoz