ОСНОВНОЕ МЕНЮ
Новые ссылки на темы:

 

 

Основные темы разделы МВД РОССИИ

Структура МВД, История МВД, История Внутренних Войск, Административный департамент МВД России, Отдел кадров МВД, Департамент обеспечения безопасности дорожного движения, Специальные органы внутренних дел, Транспортная милиция России, Департамент охраны общественного порядка, Департамент борьбы с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией, Департамент собственной безопасности Департамент тыла, Департамент уголовного розыска, Департамент экономической безопасности, Положение об Организационно-инспекторском департаменте, Правовой департамент, Финансово-экономический департамент, Главный информационно-аналитический центр, Экспертно-криминалистический центр, Государственное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, Информация об основных направлениях розыскной работы, осуществляемой подразделениями уголовного розыска МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, 

История МВД

СКАЧАТЬ ТЕМУ

Первые специализированные органы расследования появились в период централизацией Русского государства. Согласно Судебнику 1550 года, Боярская дума по государеву приказу рассматривала наиболее важные дела. Расследование, судебное рассмотрение и исполнение приговоров по таким делам осуществляла состоявшая при ней Расправная палата, а также Разбойный приказ. В середине XVII века создается специализированный орган расследования государственных преступлений - Тайный приказ. В эпоху петровских реформ Расправная палата была ликвидирована. Расследование наиболее важных, в первую очередь политических, преступлений поручалось Тайной канцелярии, переименованной при Петре III в Тайную экспедицию при Сенате.

8 сентября 1802 года в России образовано Министерство внутренних дел. С августа 1810 года по 1819 год существовало также Министерство полиции. До 1860 года городская и земская полиция осуществляла расследование всех общеуголовных преступлений. В уездах его проводили становой пристав, земский исправник и уездный стряпчий, а также отделение земского суда, состоявшее из этих должностных лиц. В городах преступления расследова­лись частными или следственными приставами. Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих обнаружить и изобличить виновного. Оно разделялось на предварительное и формальное. Основной задачей первого являлось установление обстоятельств совершения преступления. В ходе формального следствия выяснялось, действительно ли обвиняемый совершил преступле­ние и полежит ли он наказанию. Одной из первых попыток реформирования предварительного расследования стала разработка в 1837 году Собственной Его Императорского Величества канцелярией законопроекта О следствии, в соответствии с которым эта функция изымалась у полиции, а следователь относился к судебной власти. За поли­цией оставалось расследование незначительных преступлений и проступ­ков.

В тот период большинство следователей не имели юридического образования. Наг­рузка на каждого из них составляла 120-150 дел в год, а иногда доходила до 200-400 дел. Следственные участки порой превышали полтора десятка тысяч квадратных верст.

Начиная с 1860-х годов, кандидат в судебные следователи обязан был иметь высшее юридическое образование и прослужить по судебной части не менее трех лет. Присяжные поверенные (адвокаты) назначались на должность судебного следователя при стаже работы не менее 10 лет и наличии свидетельства судов, при которых они состояли, о добросовестном исполнении своих обязанностей. Прокурор осуществлял надзор за предварительным следствием, осуществляемым судебным следователем, но в случае несогласия с ним не вправе был принимать уголовное дело к своему производству. В то же время при нехватке судей следователь мог привлекаться к рассмотрению уголовных дел, предварительное следствие по которым он не производил.

В 1870 году были учреждены должности судебных следователей по важнейшим делам, а 1875 году - следователей по особо важным делам окружных судов.

В августе 1880 года в составе МВД был образован департамент полиции, в который помимо общей полиции вошли полиция политическая и корпус жандармов. Последние проводили предварительное следствие по политическим делам, изъятым из ведения судебных следователей.

После Октябрьской революции 1917 года институт следователей был упразднен. Взамен его при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов для борьбы с контрреволюцией, саботажем и общеуголовной преступностью был создан Военно-революционный комитет, в состав которого входила следственная комиссия. На местах предварительным расследованием занимались следственные комиссии соответствующих военно-революционных комитетов. Расследованием преступлений занимались также штабы Красной гвардии.

В декабре 1917 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. В соответствии с Декретом о суде 2 от 7 марта 1918 года и Декретом о суде 3 от 20 июля 1918 года расследование дел о посягательствах на жизнь, причинении тяжкого вреда здоровью, изнасиловании, разбое, бандитизме, подделке денег, взяточничестве и спекуля­ции, а также по особо сложным делам, подсудным уездному (городскому) суду, осуществлялось следственными комиссиями окружных судов. Комиссия состояла из трех человек, избираемых соответствующим исполкомом. Действовала она в пределах следственного участка, на которые делилась территория города или уезда. Следственные комиссии в полном составе возбуждали и прекращали уголовные дела, избирали и изменяли меру пресечения, выносили постановление о предании суду. Отдельные следственные действия могли производиться комиссией в полном составе или одним из ее членов. Расследование по остальным делам в случаях, не терпящих отлагательства, суд мог поручить постоянному народному судье.

Уголовно-процессуальный кодекс 1922 года и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1924 года возложили расследование преступлений на народных следователей и старших следователей, состоящих при губернских судах, следователей по важнейшим делам при наркомате юстиции и Верховном Суде РСФСР, а также следователей военных трибуналов. Должности следователей в уголовном розыске упразднялись.

В соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР, принятым 19 ноября 1926 года, вводились народные следователи, которые состояли при следственных участках и подчинялись губернскому суду, а также состоящие при губернских судах старшие следователи и следователей по важнейшим делам при Прокуроре РСФСР и Верховному Суде РСФСР.

В сентябре 1928 года следователи были выведены из подчинения су­дов и переданы в ведение прокуроров. При этом прокуратура находилась в структу­ре наркомата юстиции, а решения прокуроров о назначении и увольнении народных следователей утверждались губисполкомами. В январе следующего года в ведение военных прокуратур переданы военные следователи.

10 июля 1934 года был образован Наркомат внутренних дел СССР, ОГПУ преобразовано в Главное управление государственной безопасности и включено в состав НКВД СССР. В этот период по основной массе общеуголовных преступлений орга­нами милиции проводилось дознание, материалы которого направлялись прокурору и после утверждения им обвинительного заключения передава­лись в суд. Прокурор имел право поручить милиции расследование любого уголовного дела в полном объеме. Если предварительное следствие по де­лу являлось обязательным, милиция могла проводить следственные дейс­твия в течение месяца, после чего передавала его следователю. Послед­ний, признав материал дознания полным, ограничивался предъявлением обвинения, допросом обвиняемого и составлением обвинительного заключе­ния.

На практике большинство уголовных дел расследовалось органами милиции. Для их расследования непосредственно перед Великой Отечественной войной в аппаратах уголовного розыска и БХСС ведомственным приказом были созданы следственные аппараты. Руководство им осуществлял следственный отдел Главного управления милиции НКВД СССР.

В послевоенный период согласно УПК РСФСР 1927 года по основной массе общеуголовных преступле­ний производилось дознание. Следователи оставались в органах прокуратуры, но фактически предварительное следствие более чем по половине уголовных дел осуществляли органы милиции.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 года расширили процессуальную самостоятельность следователя. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимал самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и нес полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было предоставлено следователям органов внутренних дел. В их компетенцию вошло расследование общеуголовных преступлений. Одновременно милиция сохранила право производить дознание в полном объеме по большинству преступлений.

С принятием в 1995 году Закона Российской Федерации О милиции процессуальные права начальника органа дознания перешли от начальников органов внутренних дел к руководителям криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Следователь перестал находиться в формальном подчинении начальников органов дознания. Одновременно Законом Российской Федерации Об оперативно-розыскной деятельности производство оперативно-розыскных мероприятий было возложено на органы, не находящиеся в зависимости от следователей. В это же время в МВД России создан Следственный комитет, который возглавил все органы предварительного следствия в системе Министерства. Они перестали подчиняться другим подразделениям органов внутренних дел. Для следователей были установлены специальные звания юстиции.

Необходимо также заметить, что параллельно в 1995 году следственный аппарат законодательно был воссоздан в органах безопасности и налоговой полиции. В этой связи введение института следователей в органах внутренних дел Российской Федерации объективно приблизило организацию предварительного следствия в нашей стране к общемировым образцам. Характерно, что по этому же пути пошло большинство бывших союзных республик (Украины, Белоруссии, Литвы, Эстонии). Кроме того, оно позволило существенно улучшить взаимодействие между следователями и работников органов дознания.

Уголовный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с ян­варя 1997 года, расширил круг преступлений, которые отнесены к подследственности следователей органов внутренних дел. Так, ими успешно расследуются причиняющие большой ущерб экономике России составы преступлений, связанные с изготовлением и сбытом поддельных ценных бумаг. Наряду с такими преступлениями существенный урон экономическим интересам государства причиняет хищение драгоценных металлов. Производство по делам о таких преступлениях также осуществляют следователи органов внутренних дел.

Тенденция расширения подследственности следователей органов внутренних дел за счет сокращения категорий уголовных дел, относящихся к компетенции следователей органов прокуратуры, нашла отражение и в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, принятом в 2002 году.

Hosted by uCoz
       
Hosted by uCoz
           ПРЕДЛАГАЕМ ПОСЕТИТЬ   ЭТОТ   САЙТ

     

РЕКЛАМА САЙТА

Данный проект живет
  
           КАТАЛОГИ И     СЧЕТЧИКИ САЙТА БЖ

 

 

© klyoma art vanguard 2003-2006       Отправить сообщение для: klyomahard@msn.com с вопросами.
Hosted by uCoz