СКАЧАТЬ ТЕМУ
Первые
специализированные органы расследования
появились в период централизацией
Русского государства. Согласно Судебнику
1550 года, Боярская дума по государеву
приказу рассматривала наиболее важные
дела. Расследование, судебное
рассмотрение и исполнение приговоров по
таким делам осуществляла состоявшая при
ней Расправная палата, а также Разбойный
приказ. В середине XVII века создается
специализированный орган расследования
государственных преступлений - Тайный
приказ. В эпоху петровских реформ
Расправная палата была ликвидирована.
Расследование наиболее важных, в первую
очередь политических, преступлений
поручалось Тайной канцелярии,
переименованной при Петре III в Тайную
экспедицию при Сенате.
8
сентября 1802 года в России образовано
Министерство внутренних дел. С августа
1810 года по 1819 год существовало также
Министерство полиции. До 1860 года
городская и земская полиция осуществляла
расследование всех общеуголовных
преступлений. В уездах его проводили
становой пристав, земский исправник и
уездный стряпчий, а также отделение
земского суда, состоявшее из этих
должностных лиц. В городах преступления
расследовались частными или
следственными приставами.
Предварительное следствие заключалось в
собирании доказательств, позволяющих
обнаружить и изобличить виновного. Оно
разделялось на предварительное и
формальное. Основной задачей первого
являлось установление обстоятельств
совершения преступления. В ходе
формального следствия выяснялось,
действительно ли обвиняемый совершил
преступление и полежит ли он наказанию.
Одной из первых попыток реформирования
предварительного расследования стала
разработка в 1837 году Собственной Его
Императорского Величества канцелярией
законопроекта О следствии, в
соответствии с которым эта функция
изымалась у полиции, а следователь
относился к судебной власти. За
полицией оставалось расследование
незначительных преступлений и
проступков.
В тот
период большинство следователей не имели
юридического образования. Нагрузка на
каждого из них составляла 120-150 дел в
год, а иногда доходила до 200-400 дел.
Следственные участки порой превышали
полтора десятка тысяч квадратных верст.
Начиная с 1860-х годов, кандидат в
судебные следователи обязан был иметь
высшее юридическое образование и
прослужить по судебной части не менее
трех лет. Присяжные поверенные
(адвокаты) назначались на должность
судебного следователя при стаже работы
не менее 10 лет и наличии свидетельства
судов, при которых они состояли, о
добросовестном исполнении своих
обязанностей. Прокурор осуществлял
надзор за предварительным следствием,
осуществляемым судебным следователем, но
в случае несогласия с ним не вправе был
принимать уголовное дело к своему
производству. В то же время при нехватке
судей следователь мог привлекаться к
рассмотрению уголовных дел,
предварительное следствие по которым он
не производил.
В 1870
году были учреждены должности судебных
следователей по важнейшим делам, а 1875
году - следователей по особо важным
делам окружных судов.
В
августе 1880 года в составе МВД был
образован департамент полиции, в который
помимо общей полиции вошли полиция
политическая и корпус жандармов.
Последние проводили предварительное
следствие по политическим делам, изъятым
из ведения судебных следователей.
После
Октябрьской революции 1917 года институт
следователей был упразднен. Взамен его
при Петроградском Совете рабочих и
солдатских депутатов для борьбы с
контрреволюцией, саботажем и
общеуголовной преступностью был создан
Военно-революционный комитет, в состав
которого входила следственная комиссия.
На местах предварительным расследованием
занимались следственные комиссии
соответствующих военно-революционных
комитетов. Расследованием преступлений
занимались также штабы Красной гвардии.
В
декабре 1917 года была создана
Всероссийская чрезвычайная комиссия по
борьбе с контрреволюцией и саботажем. В
соответствии с Декретом о суде 2 от 7
марта 1918 года и Декретом о суде 3 от
20 июля 1918 года расследование дел о
посягательствах на жизнь, причинении
тяжкого вреда здоровью, изнасиловании,
разбое, бандитизме, подделке денег,
взяточничестве и спекуляции, а также по
особо сложным делам, подсудным уездному
(городскому) суду, осуществлялось
следственными комиссиями окружных судов.
Комиссия состояла из трех человек,
избираемых соответствующим исполкомом.
Действовала она в пределах следственного
участка, на которые делилась территория
города или уезда. Следственные комиссии
в полном составе возбуждали и прекращали
уголовные дела, избирали и изменяли меру
пресечения, выносили постановление о
предании суду. Отдельные следственные
действия могли производиться комиссией в
полном составе или одним из ее членов.
Расследование по остальным делам в
случаях, не терпящих отлагательства, суд
мог поручить постоянному народному
судье.
Уголовно-процессуальный кодекс 1922 года
и Основы уголовного судопроизводства
Союза ССР и союзных республик 1924 года
возложили расследование преступлений на
народных следователей и старших
следователей, состоящих при губернских
судах, следователей по важнейшим делам
при наркомате юстиции и Верховном Суде
РСФСР, а также следователей военных
трибуналов. Должности следователей в
уголовном розыске упразднялись.
В
соответствии с Положением о
судоустройстве РСФСР, принятым 19 ноября
1926 года, вводились народные
следователи, которые состояли при
следственных участках и подчинялись
губернскому суду, а также состоящие при
губернских судах старшие следователи и
следователей по важнейшим делам при
Прокуроре РСФСР и Верховному Суде РСФСР.
В
сентябре 1928 года следователи были
выведены из подчинения судов и переданы
в ведение прокуроров. При этом
прокуратура находилась в структуре
наркомата юстиции, а решения прокуроров
о назначении и увольнении народных
следователей утверждались губисполкомами.
В январе следующего года в ведение
военных прокуратур переданы военные
следователи.
10
июля 1934 года был образован Наркомат
внутренних дел СССР, ОГПУ преобразовано
в Главное управление государственной
безопасности и включено в состав НКВД
СССР. В этот период по основной массе
общеуголовных преступлений органами
милиции проводилось дознание, материалы
которого направлялись прокурору и после
утверждения им обвинительного заключения
передавались в суд. Прокурор имел право
поручить милиции расследование любого
уголовного дела в полном объеме. Если
предварительное следствие по делу
являлось обязательным, милиция могла
проводить следственные действия в
течение месяца, после чего передавала
его следователю. Последний, признав
материал дознания полным, ограничивался
предъявлением обвинения, допросом
обвиняемого и составлением
обвинительного заключения.
На
практике большинство уголовных дел
расследовалось органами милиции. Для их
расследования непосредственно перед
Великой Отечественной войной в аппаратах
уголовного розыска и БХСС ведомственным
приказом были созданы следственные
аппараты. Руководство им осуществлял
следственный отдел Главного управления
милиции НКВД СССР.
В
послевоенный период согласно УПК РСФСР
1927 года по основной массе
общеуголовных преступлений
производилось дознание. Следователи
оставались в органах прокуратуры, но
фактически предварительное следствие
более чем по половине уголовных дел
осуществляли органы милиции.
Основы
уголовного судопроизводства Союза ССР и
союзных республик 1958 года расширили
процессуальную самостоятельность
следователя. При производстве
предварительного следствия все решения о
направлении следствия и производстве
следственных действий следователь
принимал самостоятельно, за исключением
случаев, когда законом предусмотрено
получение санкции прокурора, и нес
полную ответственность за их законное и
своевременное проведение. Следователь по
расследуемым им делам вправе давать
органам дознания поручения и указания о
производстве розыскных и следственных
действий и требовать от органов дознания
содействия при производстве отдельных
следственных действий.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 6
апреля 1963 года право производства
предварительного следствия было
предоставлено следователям органов
внутренних дел. В их компетенцию вошло
расследование общеуголовных
преступлений. Одновременно милиция
сохранила право производить дознание в
полном объеме по большинству
преступлений.
С
принятием в 1995 году Закона Российской
Федерации О милиции процессуальные права
начальника органа дознания перешли от
начальников органов внутренних дел к
руководителям криминальной милиции и
милиции общественной безопасности.
Следователь перестал находиться в
формальном подчинении начальников
органов дознания. Одновременно Законом
Российской Федерации Об
оперативно-розыскной деятельности
производство оперативно-розыскных
мероприятий было возложено на органы, не
находящиеся в зависимости от
следователей. В это же время в МВД
России создан Следственный комитет,
который возглавил все органы
предварительного следствия в системе
Министерства. Они перестали подчиняться
другим подразделениям органов внутренних
дел. Для следователей были установлены
специальные звания юстиции.
Необходимо также заметить, что
параллельно в 1995 году следственный
аппарат законодательно был воссоздан в
органах безопасности и налоговой
полиции. В этой связи введение института
следователей в органах внутренних дел
Российской Федерации объективно
приблизило организацию предварительного
следствия в нашей стране к общемировым
образцам. Характерно, что по этому же
пути пошло большинство бывших союзных
республик (Украины, Белоруссии, Литвы,
Эстонии). Кроме того, оно позволило
существенно улучшить взаимодействие
между следователями и работников органов
дознания.
Уголовный кодекс Российской Федерации,
введенный в действие с января 1997
года, расширил круг преступлений,
которые отнесены к подследственности
следователей органов внутренних дел.
Так, ими успешно расследуются
причиняющие большой ущерб экономике
России составы преступлений, связанные с
изготовлением и сбытом поддельных ценных
бумаг. Наряду с такими преступлениями
существенный урон экономическим
интересам государства причиняет хищение
драгоценных металлов. Производство по
делам о таких преступлениях также
осуществляют следователи органов
внутренних дел.
Тенденция расширения подследственности
следователей органов внутренних дел за
счет сокращения категорий уголовных дел,
относящихся к компетенции следователей
органов прокуратуры, нашла отражение и в
Уголовно-процессуальном кодексе
Российской Федерации, принятом в 2002
году.