1991 год
Надлом железобетонной трубы в Уфе
В сентябре 1991 года над Уфимским нефтеперерабатывающим
заводом нависла угроза серьезной катастрофы - надломился
и завис на 150 - метровой высоте 700 тонный обломок
заводской трубы. Спасатели-альпинисты поднялись по
накренившейся трубе и заложили 350 кг. взрывчатки.
Работы велись несколько дней, на один только подъем к
месту надлома спасатели тратили 50 минут. Направленным
высотным взрывом (впервые в мире!) обломок был уложен в
точно определенное место, а эта операция попала в Книгу
рекордов Гиннеса.
1992 год
Эпизоотия чумы в Туве
В январе-феврале 15 человек из Российского корпуса
спасателей (РКС), впоследствии составившие костяк
Центроспаса, по поручению правительства проводят
сложнейшую операцию по локализации эпизоотии чумы яков в
Туве. На сложном горном рельефе на высоте 2200-3000
метров в условиях сильнейших морозов был развернут
мобильный базовый лагерь. Спасатели сводного отряда
совместно со спасателями Красноярска вели поиск павших
яков, а затем вертолетами свозили их к специально
вырытым могильникам. Таким образом была предотвращена
угроза распространения чумы, посколько в период таяния
снегов возбудитель чумы мог быть вынесен талыми водами в
населенные районы.
Землетрясение в Турции
В марте 20 человек из Российского корпуса спасателей
(среди них - Андрей Рожков, Борис Гороход, Михаил
Кузнецов, Владимир Мельник, Арсен Фараджев, другие
будущие спасатели Центроспаса) вылетели в Турцию, где в
городе Эрзинджан произошло сильнейшее землетрясение (8-9
баллов по шкале Рихтера). Совместно со спасателями из
других стран круглосуточно велись поисково-спасательные
работы. Из-под завалов им удалось спасти 12 человек,
причем одну девушку спасли на 7-ой день, когда была
потеряна всякая надежда на спасение людей. Работы велись
9 дней и осложнялись возможностью повторных толчков и
проблемами с питьевой водой. При поиске пострадавших под
завалами впервые применялся "Час тишины" - все работы
прекращались на 1 час, в течение которого по звукам,
доносящимся из-под развалин, определялось направление
дальнейших работ. Это была одна из первых серьезных
международных операций российских спасателей.
1993 год
Гуманитарная акция в Ткварчели
В результате войны между Абхазией и Грузией, жители
города Ткварчели оказались в блокаде, и в январе 12
спасателей (Павел Старицкий, братья Андрей и Владимир
Легошины, Виталий Якунин, врач Инга Митропольская и
другие) были направлены для оказания помощи жителям
осажденного города, которым не хватало продуктов
питания, медикаментов, перевязочных средств. Люди начали
умирать от голода и болезней. С помощью местных жителей
был сооружен небольшой аэродром, на который начали
производить посадку вертолеты с гуманитарной помощью.
Спасатели принимали и распределяли гуманитарную помощь,
доставляемую двумя вертолетами МИ-6 и тремя МИ-8.
Обратными рейсами в Адлер вывозились тяжелобольные люди,
беременныe женщины, старики и дети. Был налажен
радиомост между Ткварчели, Сухуми, Адлером и Москвой.
Поскольку метеостанции в районе Ткварчели были
уничтожены, то спасателям приходилось выдавать
метеосводку, без которой пилоты не могли подняться в
воздух. Работа группы спасателей продолжалась около 2
недель, все это время вокруг города не прекращались
боевые действия. Позже, в начале лета ГКЧС направил в
Ткварчели еще одну группу, в которой было 11 сотрудников
Центроспаса. В течении 2-х недель она выполняла такую же
миссию и обеспечивала прохождение автомобильного конвоя
с гуманитарным грузом. Всего за время гуманитарной акции
было вывезено 2499 человек, доставлено более 100 тонн
гуманитарной помощи.
Доставка грузов гуманитарной помощи в Югославию
Это одна из наиболее продолжительных операций по
доставке грузов гуманитарной помощи, в которой принимали
участие специалисты Центроспаса. Она осуществлялась в
течение 1993-1996гг, причем в 1993-1994гг один из двух
одновременно работающих Российских отрядов почти
полностью формировался Центроспасом. Грузы гуманитарной
помощи доставлялись из Белграда, где они формировались
Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев,
в районы мусульманских анклавов Боснии и Герцеговины.
Это осуществлялось конвоями, состоящими из 15-20
грузовиков КАМАЗ. Работа осуществлялась в тяжелых
условиях (горы, бездорожье) и в сложной обстановке
военных действий. Неоднократно конвои подвергались
обстрелам воюющих сторон.
1994 год
Падение самолета ТУ-154 в Икутской области
В начале января в Иркутской области на окраине поселка
Мамоны потерпел катастрофу пассажирский самолет ТУ-154
со 130 пассажирами на борту. Группа спасателей из 20
человек, среди которых находились Андрей Рожков, Сергей
Бобырь и Олег Бубнов, немедленно вылетела к месту
происшествия. Самолет ударился фюзеляжем о
сельскохозяйственную постройку и, разваливаясь в воздухе
на десятки частей, упал в поле и на некоторые
близлежащие постройки. Непрекращающийся снегопад в
течение нескольких суток укрыл место трагедии сплошным
снежным покровом, сильно затруднив работу спасателям.
Все находившиеся на борту люди погибли, и группе
предстояло вытащить их тела, зажатые искореженными
частями самолета. Необходимо было собрать все документы
и вещи, которые могли бы помочь опознать погибших. Кроме
того, нужно было найти и так называемые “черные ящики”
Вся работа была выполнена в течение 4 дней, несмотря на
низкую температуру (-20°С и обильный снегопад.
Катастрофа самолета А-310 в Кемеровской области
На место катастрофы в районе поселка Майзас, в которой
погибло 75 человек, самолет ИЛ-76ТД доставил 20
спасателей и 2 высокопроходимых автомобиля “Синяя
птица”. Условия работы были трудными. Самолет А-310 упал
в труднопроходимой местности (леса и болота), кроме того
толщина снежного покрова составляла 1,5 метра, а
среднесуточная температура была -20°С. Керосин вылился
из баков и впитался в снег, образовав корку, в которую
вмерзли фрагменты самолета. Сверху все это было завалено
деревьями. Спасателям Центроспаса совместно с
Барнаульской поисково-спасательной службой в течение 4-х
дней удалось найти “черные ящики”, и достать телавсех
погибших.
Гражданская война в Йемене
В результате гражданской войны в Йемене возникла угроза
жизни российским гражданам, находившимся в этой стране
(прежде всего - работникам посольства и
представительств). Самолетом ИЛ-76ТД в столицу Йемена
были доставлены спасатели, а также сотрудники Центра
специального назначения “Лидер”, которые в кратчайшие
сроки провели эвакуацию наших соотечественников.
Длительность беспосадочного перелета на родину составила
9 часов. Всего было эвакуировано 114 человек, в том
числе 42 ребенка.
Землетрясение на Курилах
4 октября, в половине первого ночи Южные Курилы
содрогнулись от подземного удара силой до 9 баллов по
шкале Рихтера. На о. Итуруп, в поселке Горячие Ключи как
карточный домик рассыпался военный госпиталь, похоронив
под своими обломками пятерых военнослужащих, медсестру и
ребенка. Через несколько часов первый самолет ИЛ-76 взял
курс на Южно-Сахалинск. На борту находилась оперативная
группа МЧС России с 24 спасателями Центроспас на борту,
возглавляемая заместителем министра В. Востротиным. По
прибытии на место центроспасовцы немедленно приступили к
исследованию завалов в поисках живых. Итог работы
спасателей - извлечено 7 тел погибших под развалинами
людей.
Всего от разгула стихии пострадало более 1.5 тысяч
человек. Из них 11 погибли, 32 ранено, без крова
осталось 288 семей.
1995 год
Гуманитарная операция в Чечне
С 14 января по 10 марта 1995 года сотрудники Центроспаса
разыскивали, оказывали медицинскую помощь пострадавшим,
эвакуировали раненых, больных и временных переселенцев
из числа мирных жителей г. Грозного и прилегающих к нему
районов. Осматривались бомбоубежища, сохранившиеся
здания и подвалы. Только за это время было найдено более
800 человек больных и раненых, из них 167 - тяжелых.
Была проведена большая, кропотливая работы по розыску
граждан, приему и отправке телеграмм (их было обработано
свыше 3500). Для оказания помощи широко использовалась
тактика применения малых мобильных групп, состоящих из
3-х спасателей и врача. Приэвакуации из потенциально
опасных районов группы Центроспаса работали под
прикрытием федеральных войск и бронированной техники
ЦСпН "Лидер". При помощи сотрудников Центроспаса было
разминировано 5 насосных станций и хлораторных,
проведены аварийно-восстановительные работы на системах
водоснабжения, восстановлены 21 поврежденный участок на
магистральных сетях. Ежедневно в труднодоступные районы
переправлялось до 200 л питьевой воды, детское питание.
Кроме того, специалисты Центроспаса свой личный сухой
паек раздавали пострадавшему населению в качестве
гуманитарной помощи. И наконец, по инициативе спасателей
Центроспаса велась работа по сохранению художественных
ценностей г. Грозного. Только за 4 и 5 марта было
извлечено из-под развалин Музея изобразительных искусств
свыше 400 картин, а всего спасено 600 произведений и
документов, в том числе полная картотека, работы
Брюллова, Захарова, Коровина, Бродского.
Нефтегорск
Ночью 28 мая 1995 года в поселке Нефтегорск,
находившемся на северной части острова Сахалин произошло
катастрофическое землетрясение силой около 7 баллов по
шкале Рихтера. Оно разрушило до основания 17 пятиэтажных
домов из 3-х тысячного населения погибло 2500 человек.
Поселок перестал существовать. Через 10 часов на место
катастрофы в составе оперативной группы МЧС во главе с
С.К. Шойгу вылетела и группа спасателей Центроспаса под
руководством начальника отряда М. Фалеева. Оставшиеся на
базе специалисты и спасатели в экстренном порядке
дополнительно стали готовить спасательное оборудование и
инструменты. На аэродром из МЧС стали подвозить
медикаменты, продукты, печки, одеяла. Вскоре выяснилось,
что дополнительная помощь необходима, и сразу же была
отправлена вторая группа спасателей. Спасательные
подразделения работали в тяжелейших условиях по 17 - 18
часов в сутки и днем, и ночью Огромную работу проделывал
Андрей Рожков, руководивший спасательными действиями на
конкретных объектах. Спасатели пытались приподнимать
плиты, а если это не удавалось, распиливали их на куски.
Обнаружив живых людей в тяжелом состоянии, спасатели
делали им обезболивающие уколы, после чего пострадавших
госпитализировали. Как это ни удивительно, но последнего
живого человека удалось найти и вытащить из-под руин на
7-ой день после трагедии, когда уже никто не рассчитывал
на чудо. А чудо, может быть, и состояло именно в том,
что трое спасателей - Владимир Легошин, Арсен Фараджев и
Александр Криволуцкий взяли с собой собак Лоя, Фрида и
Лесю, прошедших необходимую подготовку. Кстати, идея
использования животных в поиске возникла еще в 1988 году
при работах после землетрясения в Армении, где животные
работали порой лучше, чем приборы. После Нефтегорска она
окончательно сформировалась, благодаря чему в
Центроспасе был создан кинологический отряд. Так вот
именно Лою В.Легошина обязан жизнью последний найденный
житель Нефтегорска. За работу поспасению людей в
Нефтегорске 10 спасателей были награждены медалью "За
спасение погибавших", а Кирилл Бородин - медалью ордена
"За заслуги перед Отечеством" II степени.
Катастрофа самолета ТУ-154 под Хабаровском
В декабре под Хабаровском потерпел катастрофу
пассажирский самолет ТУ-154, на котором летело 97
человек. К району предполагаемого падения самолета , где
уже находилась часть местных поисково-спасательных
служб, самолетом ИЛ-76 была доставлена группа из 25
спасателей отряда Центроспас, а также легкий вертолет
БО-105. Используя его и вертолеты МИ-8, находившиеся на
одном из военных аэродромов, спасатели приступили к
поисковым работам. Каждый вертолет с группой спасателей
из 4-5 человек вылетал в заранее намеченный район
поиска, где производилось визуальное обследование
предполагаемого района падения. Через 4 дня часть
спасателей Центроспаса (16 человек ) была доставлена в
район, где визуальное обследование с воздуха ввиду
сложного рельефа было затруднено. Там, разместившись в
старом охотничьем домике и установив связь со штабом по
поиску пропавшего самолета, в течение 8 дней спасатели
совершили несколько поисковых выходов по отрогам сопок и
долинам рек, густо заваленных упавшими деревьями.
Глубина снега в 1,5 - 2 метра, температура -30 градусов
осложняли работы. Наконец, в начале 3-й недели поисков
самолет был обнаружен с воздуха, затем были найдены
фрагменты “черных ящиков”. Останки погибших были
собраны, идентифицированы и переданы родственникам.
Катастрофа истребителей СУ-27 на о. Камрань. (Вьетнам)
Катастрофа трех истребителей СУ-27 (один из них - "спарка"),
врезавшихся в гору, произошла при возвращении звена
истребителей с Международного авиасалона в Малайзии.
Погибло 4 пилота. Из Хабаровска, где уже завершалась
операция по поиску пропавшего ТУ-154, на место
катастрофы истребителей самолет ИЛ-76ТД доставил 10
спасателей (в числе которых были Виктор Данилин и
Александр Карев) и вертолет БО-105 с экипажем. На месте
катастрофы спасателям Центроспаса нужно было найти тела
погибших, так как при столкновении с горой сработали
катапульты. Также необходимо было обнаружить “черные
ящики”, которые могли бы пролить свет на причину
катастрофы. Эта задача была решена. Останки пилотов
спасатели вынесли из джунглей на руках. Из-за
труднопроходимости джунглей и невозможности доставки
специального инструмента наземным способом, он
доставлялся к месту катастрофы вертолетом БО-105. Для
наведения вертолета при отсутствии точных карт спасатели
использовали систему спутниковой навигации GPS. Операция
продолжалась 5 дней и осложнялась 30 градусной жарой и
почти 100% влажностью.
Учения на Северном полюсе
В конце апреля 1995 года Министерство по чрезвычайным
ситуациям РФ и экспедиционный центр "Арктика" в течение
недели провели совместные учения по отработке действий
спасателей в арктических условиях. В тренировках приняли
участие сотрудники Гоcударственного центрального
аэромобильного спасательного отряда Центроспас и бойцы
спасательного центра "Лидер". На проводимых учениях одна
из групп играла роль терпящих бедствие, а оказание
помощи было возложено на воздушный десант. При
температуре воздуха минус 30, ветре 14 метров в секунду,
при плохой видимости все участники учений со своей
задачей успешно справились. В один из дней учения
переросли в реальную спасательную операцию после
поступления в Москву информации о том, что женская
лыжная экспедиция "Метелица" попала в сложную ледовую
обстановку и просит помощи. Сразу же из Центра ушла
радиограмма Центроспасу с приказом начать поисково -
спасательные работы. Вскоре все спортсменки были спасены
и эвакуированы на материк.
1996 год
Обрушение дома в Светогорске
4 часа 30 мин. утра, сильный взрыв потряс небольшой
город Светогорск, что на границе России и Финляндии. От
взрыва газа рухнул подъезд 5-этажного панельного дома,
погребя под своими обломками 14 человек. Первым был
отправлен самолет АН-74, на его борту находилась группа
из 12 человек и автомобиль УАЗ со спасательным
оборудованием. Спустя 25 минут после приземления
самолета на одном из военных аэродромов Ленинградской
области, совершил посадку и второй самолет ИЛ-76 ТД,
который доставил вторую группу спасателей, тяжелый
спасательный автомобиль фирмы Розенбауэр” и вертолет
БО-105. На месте трагедии уже работали спасатели
Ленинградской поисково-спасательной службы, а также
спасатели из соседнего финского города Иматра. Однако у
них не хватало спасательного инструмента, в том числе и
тяжелого, который доставил Центроспас. Спасатели
Центроспаса приступили к работе. Им удалось вытащить
живой из-под развалин девочку, которую с тяжелыми
травмами вертолетом БО- 105 доставили в больницу
Санкт-Петербурга. Достали еще нескольких человек. Однако
по имеющейся информации под развалинами еще находились
люди и несмотря на то, что уже наступила ночь, работы
были продолжены. Они были завершены к утру, когда
достали последнего 8-го человека. Однако одна из стен
обрушившегося дома осталась стоять, угрожая безопасности
людей. Посколько из-за близости соседних домов
использовать взрывчатые вещества для обрушения
оставшейся части стены было невозможно, то пришлось
мощными тракторами с помощью стальных тросов заваливать
оставшуюся часть здания.
Катастрофа самолета ТУ-154 на архипелаге Шпицберген
Здесь при посадке потерпел катастрофу пассажирский
самолет ТУ-154, перевозивший работавших тут русских
шахтеров. На место катастрофы была отправлена группа из
наиболее подготовленных спасателей. В нее вошли Леонид
Радун, Павел Старицкий и врач Александр Иванюсь.
Фрагмент самолета находился на вершине плоской горы
Опера, а часть была разбросана по ее склонам. Необходимо
было найти всех погибших и, в зависимости от
местонахождения, или поднять на плато, и ли опустить к
подножью горы с помощью альпинистского снаряжения.
Работы осложнялись трудностями в налаживании контактов и
организации совместной работы с представителями местных
властей и норвежской полиции. Так два спасателя были
первоначально задержаны полицией на месте падения
самолета и препровождены в участок, однако затем были
отпущены, а губернатор острова даже принес им свои
извинения. Вообще же, норвежские специалисты оказали
неоценимую помощь по идентификации погибших и
протоколированию месторасположения фрагментов самолета.
Работы продолжались 6 дней. Были обнаружены бортовые
самописцы. К сожалению, в этой катастрофе не спасся
никто, однако все 186 погибших людей были найдены.
Каспийск
В субботнюю ночь 16 ноября 1996 года в Каспийске, в доме
№ 58 по улице Ленина, произошел мощнейший взрыв, унесший
жизни десятков человек. На место трагедии прибыли Виктор
Черномырдин, Олег Лобов, Сергей Шойгу. Мнения о силе
взрыва разделились. Сначала эксперты предположили, что
она равнялась 15-16 кг по тротиловому эквиваленту,
однако, когда стало ясно, что это сейсмоустойчивый
спецобъект, появились предположения о бомбе весом в
полцентнера. В поисково - спасательных работах приняли
участие спасатели и специалисты Центроспаса. В одной из
части рухнувшего дома поисковый пес обнаружил признаки
жизни. Спасатели несколько часов разбирали этот завал,
где нависли грозящие вот-вот рухнуть конструкции.
Наконец добрались до плиты, под которой лежал молодой
дагестанец Магомед-Али Гаджиев, 22 лет, и извлекли его
из-под руин. Взрывом разрушило основание конструкции,
разделявшей подъезды, вышибло стенки фундамента, одну
опрокинуло наружу, а вторую переломило пополам. Здание
осело, на уровне четвертого этажа обломки приходилось
разгребать вручную. В таком месиве найти кого-нибудь в
живых практически было невозможно. Кто мог пойти на
такой варварский шаг - сказать трудно, тем более что все
знали, что почти половина жильцов - дети. Версий много,
и каждая из них требует тщательного рассмотрения и
проверки.
1997 год
Катастрофа вертолета Ми-8 в г. Сочи
В начале ноября спасательный вертолет сочинской
поисково-спасательной службы, на борту которого помимо
экипажа находились 4 спасателя, выполнял операцию по
поиску и снятию рыбаков, штормом унесенных от берега.
Взяв на борт очередную группу рыбаков, вертолет
развернулся и пошел к берегу. После внезапного отказа
двигателей он накренился и камнем упал в воду и
мгновенно затонул. Спастись удалось лишь четырем
человекам, остальные пятеро вместе с вертолетом исчезли
с поверхности моря. Исчезли они и с экранов
гидролокаторов, срочно переброшенных к месту катастрофы
специальных поисковых судов МЧС, таких как, например,
“Спасатель Прокопчик”. Эхолоты также показывали чистое
дно. Вертолет словно исчез. К месту проведения поисковых
работ были подтянуты значительные силы, в том числе и
специалисты Центроспаса, которые привезли с собой
дополнительное легководолазное снаряжение и мобильный
базовый лагерь. Несколько дней шли напряженные поиски.
Наконец, на 3-й день поисков вертолет был обнаружен и
два спасателя - Николай Никитенко и Андрей Рожков,
используя легководолазное снаряжение, опустились к
затонувшему вертолету, на почти предельную для данного
снаряжения глубину - 40 метров. Там им удалось достать
тело одного из спасателей и зачалить трос за элемент
вертолета. Используя этот трос, смог приступить к работе
водолаз с тяжелым снаряжением. Ему предстояло тщательнее
осмотреть корпус вертолета и завести за него концы
тросов с плавучего крана, который и поднял на
поверхность упавший вертолет. По итогам этой операции
Андрею Рожкову было присвоено звание "Самый
глубоководный спасатель" года (погружение на 40 метров).
Трагедия на горе Белуха
В конце января 1997 года на Горном Алтае разыгралась
новая трагедия. Девять альпинистов из Кемеровского
детского туристско-экскурсионного центра отправились в
инструкторский поход. Им предстояло покорить Белуху -
высочайший горный массив Горного Алтая. Разместившись в
базовом лагере, спортсмены начали готовиться к штурму
вершины. Четверо из них впоследствии отказались от
восхождения и остались в лагере. Они остались живы.
После того, как группа из пяти человек не явилась в
контрольную точку к заявленному сроку, начались
поисково-спасательные работы. В них приняли участие
кемеровские спасатели, специалисты отряда Центроспас и
Ак-кемского ПСО. Альпинистами, спасателями
поисково-спасательных формирований были обследованы все
возможные маршруты не только своими силами, но и с
помощью вертолетов, но живых не удалось найти. При
очередном детальном осмотре, когда велись
поисково-спасательные работы, был обнаружен ледовый
сброс примерно двухнедельной давности размером 200 х 500
и глубиной 10 - 12 метров, в месте, где примерно в то
время проходила обессиленная группа. Под него, возможно,
и угодили несчастные, и огромный завал стал для пяти
альпинистов гигантским ледяным саркофагом.
Учения в Исландии
В июле - сентябре 1997 года в рамках программы
"Партнерство во имя мира" проводились учения , на
которых государства Североатлантического альянса их
партнеры выступали в качестве спасателей. Полигоном для
первых тренировок выбрали Исландию. Для учений была
выбрана следующая ситуация: землетрясение силой 7,3
балла по шкале Рихтера. В выполнении "спасательной"
операции приняли участие команды из Австрии, Румынии,
Эстонии, России и других стран. По мнению специалистов
блестяще отработали спасатели Центроспаса. "Я, как
военный человек, повидавший достаточно на своем веку,
совершенно потрясен мастерством российской команды",-
сказал Херпет ван Форест, наблюдатель, - думаю,
десантирование госпиталя станет главным событием на этих
учениях".
Учения длились трое суток. В основном извлекали людей из
завалов и машин, была отработана техника спасения с
верхних этажей охваченного огнем дома, а также выполнены
другие сложные задачи при плохих погодных условиях.
1998 год
Махачкала, Дагестан. Обрушение здания
Взрыв, прогремевший 4 сентября в Махачкале в 20 часов 42
минуты, стал самым крупным террористическим актом в
России в 1998 году. Очередное покушение на мэра
Махачкалы, а именно около его дома взорвался начиненный
взрывчаткой автомобиль, унесло жизни 17 мирных жителей,
в том числе 4 детей, около 70 человек получили ранения.
Несколько домов в радиусе 800 метров от мощного взрыва
превратились в руины, стоящие недалеко глиняные мазанки
образовали один страшный завал.
Сразу после трагедии тревожный сигнал был передан в
Москву, и в начале второго ночи взлетел транспортный
самолет ИЛ - 76, на борту которого находились министр
МЧС С.Шойгу, дежурная группа “Центроспаса” в составе 15
человек, возглавляемая В.Легошиным, кинологи с собаками,
медики.
Ранним утром, сразу после приземления, спасатели отряда
добрались до места трагедии и вместе с другими
подразделениями МЧС, разбившись на пятерки, подключились
к работе. Образовав живую цепочку, они на руках
передавали куски домов, обломки мебели. Поиски
продолжались 4 дня, но, к сожалению, живых найти не
удалось. Все уцелевшие люди были переселены в гостиницу
“Ленинград” и по просьбе спасателей ходили на руины,
чтобы опознать погибших и предать их земле до захода
солнца, как того требует обычай.
г. Ленск, Якутия. Наводнение
Сильное наводнение в г.Ленске, повергшее его жителей в
беду в мае 1998 года, оказалось наиболее сложным для
отряда “Центроспас” по сравнению с теми, в которых он
участвовал раньше.
Вылетевшая в район бедствия группа во главе с
заместителем начальника поисково-спасательной службы
В.Замараевым, столкнулась не только с объективными, но и
с субъективными проблемами. Несмотря на то, что по
полученному прогнозу было заранее известно о резком
повышении уровня воды, в город не были завезены
продукты, медикаменты, топливо. Сказалась также
неэффективность мер по предупреждению наводнения и
оповещению населения, отсутствие реальной информации к
моменту прибытия спасателей. Выездная группа, в состав
которой входило 25 человек, работала в сложных погодных
условиях: днем при + 1, + 3 градусах по Цельсию, в дождь
и мокрый снег, ночью при температуре 10, 12 градусов
ниже нуля. Причем, рвущаяся из берегов мощным потоком
вода с верховья Лены не замерзала в более низких
участках русла реки. До труднодоступных мест спасатели
добирались на лодках, широко используя средства связи
для выполнения задачи. Только специалистами из
Жуковского было спасено около 200 человек: людей снимали
с крыш затопленных домов, с деревьев. Была оказана
гуманитарная помощь. Кроме того, на вертолете была
доставлена кухня фирмы “Karcher”, которую обслуживали
мастер службы МТО отряда А.Загудаев и инженер
И.Ахтырский. В зоне ЧС организовали горячее питание
почти для 700 человек: и для спасателей, и для
населения.
Отлично работали не только специалисты группы отряда
“Центроспас”. Слов глубокой благодарности заслуживают
экипажи вертолетов МИ-8, Федеральной погранслужбы,
гражданской авиации, МИ-26 МЧС г Красноярска.
Москва. Ураган
Беспрецедентный ураган нагрянул в столицу в ночь с 20 на
21 июня 1998 года. В результате столкновения теплого и
холодного воздушных потоков начались шквальный ветер (до
30 метров в секунду), многочасовой ливень,
сопровождавшиеся молнией и раскатами грома.В Москве
погибло 7 человек, двоих убило в Люберцах и Подольске,
122 пострадавших было госпитализировано, 161 человек
обратился за медицинской помощью. Повалилось около 50
тысяч деревьев – на проезжую часть и железнодорожные
пути, припаркованные автомобили и “ракушки”,
всевозможные коммуникации, провода. Повреждено около
полутора тысяч жилых домов и административных зданий. В
столице с самого начала урагана работала московская
поисково-спасательная служба отряда “Центроспас”, но в
другом режиме. Обычно на дежурство прибывает одна
выездная группа. В эти дни, учитывая экстремальность
ситуации, начальник службы В. Серегин поднял по тревоге
весь личный состав (5 экипажей) ПСС.
По сигналу, пришедшему с одной из подстанции скорой
помощи, спасатели освободили от деревьев машину,
перевозившую больного. Благодаря оперативности
спасателей человек остался жив. Затем снимали
всевозможные разрушенные конструкции с крыш домов, куски
кровли, рекламных щитов, расчищали от деревьев дороги и
девять подстанций скорой помощи.
В воскресенье, 21 июня, 3 московских экипажа работали
непосредственно в Кремле, сильно пострадавшем от
разбушевавшейся стихии. Сюда же приехали спасатели с
основной базы “Центроспас” из Жуковского, сутками раньше
ликвидировавшие последствия урагана в городе.
В течение следующей недели москвичи работали в
Юго-Западном районе столицы, а жуковчане – по всей
Москве, снимая поврежденные рекламные щиты, вывески,
разбитые витрины.
Работа спасателей получила высокую оценку Правительства
Москвы и комендатуры Кремля.
1999 год
Колумбия. Землетрясение
В конце января в произошло сильнейшее землетрясение,
эпицентр которого находился в поселке Обандо в
департаменте Дель-Валье, расположенном в центральной
части страны. По официальным сводкам Красного Креста
Колумбии, в более чем 20 населенных пунктах погибло до
девятисот человек, свыше трех тысяч получили ранения.
Особенно пострадал город Армения, где разрушено до
семидесяти процентов зданий.
27 января в семь часов пятьдесят девять минут с
аэродрома Летно-Исследовательского Института им. М.М.
Громова туда вылетела группа МЧС России в количестве
более семидесяти человек. В ее состав вошли спасатели и
специалисты отряда "Центроспас", возглавляемые
заместителем начальника отряда Владимиром Легошиным. На
борту самолета ИЛ-76 от "Центроспаса" находились
двадцать четыре спасателя (двое с собаками), два врача,
специалисты других служб отряда, - всего тридцать один
человек.
На следующий день, после почти двадцати восьмичасового
перелета с двумя посадками - на Канарских островах и в
Бразилии -выездная группа МЧС приземлилась в городе
Кали, откуда более шести часов добиралась до города
Каларка.
Группа Сергея Лебедева занялась установкой жилых модулей
и госпиталя на местном стадионе, ставшим временным
лагерем выездного состава, а спасатели группы Дмитрия
Кондрашова и группа спецназа "Лидер" сразу выехали на
склон, сошедший во время землетрясения и заваливший
жилой дом.
Работали затем спасатели в Каларке, в Армении,
разгребали завалы в квартале "Ла-Бразилиа". До
последнего момента они надеялись найти живых людей, хотя
по структуре разрушений сразу поняли, что это
маловероятно.
Пятого февраля в десять часов сорок пять минут самолет
ИЛ-76, на борту которого находились группа "Центроспаса",
специалисты Центра медицины катастроф "Защита" и другие
сотрудники МЧС, приземлился на аэродроме ЛИИ в
Жуковском. Их встречали заместители министра,
руководители департаментов МЧС и, конечно, коллектив "Центроспаса".
Самара. Пожар
10 февраля, ближе к концу рабочего дня, в Самаре
загорелось здание областного УВД. Построенное еще в 30-х
годах, оно вспыхнуло как спичка. Часть из находившихся в
тот вечер в здании людей, пытаясь спастись, выпрыгивали
из окон и разбивались насмерть, другие погибли в огне.
Многие попали в ожоговый Центр областной больницы с
тяжелейшими травмами.
Приехавшие пожарные из-за нехватки элементарных средств
для тушения пожаров не смогли справиться с огненной
стихией. На помощь им приехали поисково-спасательные
службы Самары, Пензы, Уфы.
11 февраля, около 20 часов, в город вылетели спасатели и
специалисты, обеспечивающие спасательные работы, отряда
"Центроспас". Группу в количестве 30 человек возглавил
заместитель начальника отряда, спасатель международного
класса Владимир Легошин. В 21 час 14 минут самолет ИЛ-76
приземлился в Самаре, а уже в 2 часа 57 минут В. Легошин
сообщил оперативному дежурному, что два с половиной часа
спасатели находятся на пострадавшем объекте и
одновременноставят жилой модуль.
Спасатели разбирали завалы, извлекали тела погибших,
демонтировали оконные решетки, эвакуировали и вскрывали
сейфы, обеспечивали освещение остатков помещений в
ночное время. Работали спасатели в тяжелых условиях:
гарь, задымленность, сырость. Буквально руками они
выгребали все до основания, и, лишь убедившись в том,
что нигде нет останков погибших, переходили к другим
помещениям пострадавшего здания.
Трое суток работали спасатели, а 15 февраля вернулись в
Жуковский.
Турция. Землетрясение
17 августа в северо-западной части Турции произошло одно
из самых сильных землетрясений по количеству жертв и
разрушенных зданий. В 19 часов 15 минут этого же дня в
Стамбуле приземлился самолет ИЛ-76 с российскими
спасателями на борту. В состав оперативной группы вошли
спасатели и специалисты Центроспаса в количестве 29
человек, возглавляемые спасателем международного класса
Владимиром Легошиным.
Они прибыли в небольшой город Гюльджук, наиболее
пострадавший от природной стихии. Разместившиеся на
обочинах дорог, возле разрушенных зданий люди
бездействовали: страх и ужас от пережитого парализовали
их. Большинство строений превратилось в руины, из-под
которых раздавились стоны и крики о помощи. Спасатели и
специалисты отряда работали круглосуточно, не спали по
двое-трое суток: на счету была буквально каждая минута.
19 августа в город прибыла вторая группа отряда во главе
со спасателем международного класса Сергеем Лебедевым,
сразу включившаяся в работу. Россияне «вгрызались» в
бетонные плиты, расчищали завалы от утвари и хлама,
освобождаялюдей из каменных мешков. Они до последнего
мига боролись за человеческие жизни, боролись даже там,
где специалисты других стран работать отказывались из-за
неспокойной сейсмической обстановки. Сто сорок человек
этого города родились «в рубашке», остались в живых,
семьдесят двух из них спасли российские спасатели.
23 августа спасатели и специалисты Центроспаса в составе
оперативной группы вернулись домой. На родной земле,
прямо на аэродроме их встречал министр МЧС Российской
Федерации С.Шойгу, поблагодаривший за успешно
выполненную миссию и лично вручивший каждому из них
медали «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций» и
Почетные знаки МЧС России. Кроме того, министр особо
отметил, что на каждого спасателя пришелся один
спасенный. При большом количестве участников операции из
других стран это очень высокий результат.
Террористический акт в Буйнакске (Дагестан)
4 сентября в одном из районов этого города
целенаправленным взрывом было уничтожено два подъезда
пятиэтажного дома, где жили офицерские семьи. Из 60-ти
квартир пострадали более 30. Почти все главы семейств
находились на службе,дома оставались лишь жены и дети.
Сообщение о трагедии пришло на пульт оперативного
дежурного Центроспаса в 22 часа 35 минут этого же
вечера. В 6 часов 37 минут воздушное судно ИЛ-76, на
борту которого находились спасатели отряда и других
специальных подразделений МЧС, приземлилось на
дагестанской земле, а через 50 минут вся оперативная
группа была на месте трагедии и приступила к работе.
Работой центроспасовцев руководил спасатель
международного класса Владимир Легошин.
Структура завала, по словам спасателей, не давала
оснований надеяться на то, что люди останутся в живых.
Если при землетрясении в Турции дома буквально
складывались по горизонтали, образовывая так называемые
«пироги», то в Буйнакске подъезды спрессовались не
только по горизонтали, но и по вертикали. Долгие,
бессонные, психологически утомительные часы не принесли
желаемых результатов. Зона оказалась мертвой. По данным
на 6 сентября из 56-ти людей, для которых субботний
вечер начинающейся осени стал роковым, последним,
двадцать нашли спасатели отряда.
Москва. Террористические акты
В ночь с 8 на 9 сентября на ул.Гурьянова (район
Печатники) был совершен террористический акт - взрыв
жилого дома. В поисково-спасательных работах участвовали
спасатели Центроспаса. Для оказания помощи были
задействованы автомобили «Газель», «УАЗ», «Шевроле», а
также вертолет БО-105. Поиски пострадавших и погибших
затруднялись из-за пожара, вызванного взрывом, и
сильного задымления. Сотрудниками Центроспаса было
извлечено 30 тел погибших.
13 сентября был совершен очередной террористический акт
- взрыв 8-этажного жилого дома на Каширском шоссе. В 5
часов 27 минут на место происшествия выехала первая
группа спасателей, в 5 часов 29 минут - кинологи, к 7
часам 32 минутам к спасателям присоединились инженеры и
связисты. Во второй половине дня 14 сентября несмотря на
то, что работы были затруднены из-за пожара и сильного
задымления, все завалы были разобраны. К сожалению
удалось спасти только одного человека. Было извлечено
около 120 тел погибших.
Греция. Землетрясение
Первые толчки в Греции были зафиксированы в 15часов 56
минут по московскому времени 7 сентября и достигали 6
баллов. Эпицентр землетрясения пришелся на пригород Афин
с плотными застройками жилых и промышленных зданий.
Спасатели и специалисты отряда были готовы уже через три
часа, но греческое правительство сначала решило обойтись
своими силами. Однако через три дня российским
правительством было получено официальное обращение от
греческих властей с просьбой об оказании помощи в
проведении поисковых работ.
Таким образом, 9 сентября пять спасателей отряда -
Кирилл Бородин, Владимир Донин, Виктор Ситин, Сергей
Воронин, Александр Никольский с двумя собаками вылетели
в Афины. Обращает на себя внимание тот факт, что все
пятеро утром того же дня были задействованы в сложных
поисково-спасательных работах на завалах взорванного
дома в Москве по ул. Гурьянова. Через несколько часов их
рабочая сменапродолжилась в Афинах. Спасатели отряда
работали на завалах пяти промышленных зданий и одного
жилого дома, ими было извлечено шестеро погибших. После
того, как был обнаружен последний из них, спасатели
могли вернуться домой, но они приняли решение помочь
грекам в разборе завалов. Эта работа тоже требовала
определенных навыков и опыта.
Остров Тайвань (республика Китай), землетрясение
С 21 по 28 сентября спасатели, специалисты, кинологи и
медики Центроспаса приняли участие в ликвидации
последствий землетрясения на о. Тайвань. Это
землетрясение станет особенным в ряду подобных стихий
из-за больших масштабов разрушений и значительного
количества человеческих жертв хотя островитяне и были
готовы к стихийному бедствию, о чем свидетельствуют
сверхукрепленные здания, особая защитная система от
землетрясений.
Особенность этой операции заключалась в том, что от
первого до последнего часа пребывания на острове
спасатели находились в зоне повышенного риска, так как
стихия проявляла себя постоянными толчками (до 6,5
баллов). И здесь центроспасовцы работали в тех местах,
где категорически отказывались работать другие
иностранные специалистыиз-за угрозы обрушения зданий.
По информации электронных СМИ в результате
землетрясения погибли 2060 человек, ранено 8 672
человека. Спасателями России было обнаружено более 30 и
извлечено 17 погибших.
2000 год
Гуманитарная акция, город Грозный (Республика Чечня)
С 20 февраля по 27 апреля 2000 г. 40 спасателей и
специалистов отряда Центроспас были привлечены к работе
в рамках гуманитарной акции по спасению и оказанию
помощи мирному населению г. Грозного, пострадавшему в
период военных действий на территории города.
Перед спасателями была поставлена задача - выявить
адреса жителей, нуждающихся в посторонней помощи
(больных, инвалидов), организовать им регулярную
доставку продуктов питания и, по возможности,
подготовить к эвакуации эту категорию граждан за пределы
республики. Поисково-спасательная операция была
сопряжена с трудностями, обусловленным полным
отсутствием нормальных условий жизнеобеспечения,
отсутствием служб социального обеспечения. На попечении
спасателей находились более 300 человек. Все они остро
нуждались в продуктах питания, медицинской и
психологической помощи. Результаты работы: обнаружено
380 адресов с людьми, нуждающимися в помощи,доставлено
около 5000 порционных продуктовых наборов, оказана
медицинская помощь более чем в 2200 случаях,гуманитарную
помощь получили 231 человек, эвакуировано за пределы
Республики Чечня 65 человек, доставлено в госпиталь 66
человек, принято и передано радиограмм логической помощи
от населения более 3500.
Сход селевого потока в Кабардино-Балкарии (г.Тырныауз)
В июле 2000 года в результате селевого потока город
Тырныауз (Кабардино-Балкарская Республика) был
практически парализован. Беспомощными перед ЧС оказались
не только горожане, но и органы управления, специально
уполномоченные предупреждать и ликвидировать
чрезвычайные ситуации. Поэтому туда срочно вылетела
оперативная группа МЧС России, в состав которой вошли
спасатели Центроспаса. Возглавил группу первый
заместитель министра РФ по чрезвычайным ситуациям Ю.
Воробьев. Сложность обстановки была настолько серьезна,
что в условиях повышенного риска, когда в любой момент в
полуразрушенных домах могли полететь вниз зависшие
конструкции, едва ли смог еще кто-то работать, кроме
наших людей. Как отметил Ю.Л. Воробьев: "они
специалисты. Им не надо подсказывать, что и как делать,
они сами лучше любого организатора знают, каким образом
выполнить ту или иную задачу". Спасатели ликвидировали
последствия крупнейшей ЧС, работали на обрушившихся
зданиях, спасали живых и искали тела погибших, извлекали
пострадавших из неимоверно трудных завалов, состоявших
из грязекаменного потока, перемешанного с обломками,
участвовали в решении вопросов жизнеобеспечения города,
обеспечивая горожан водой и горячей пищей. Очередной
трагедии можно было бы избежать, по словам, Ю.Л.
Воробьева, если бы МЧС Кабардино-Балкарии прислушалось к
прогнозам и после первого схода селя отселило бы людей в
безопасную зону.
Учения в Исландии
Совместные учения российских спасателей и спасателей
стран НАТО в рамках программы "Совместный страж - 2000",
которые проводились в Исландии в июне 2000 года, прошли
успешно. Западные партнеры высоко оценили действия
специалистов Чрезвычайной службы России. Наши
представители, а в сборную команду вошли спасатели и
специалисты и отряда Центроспас, продемонстрировали
подлинный профессионализм и мастерство при организации и
проведении спасательной операции не просто в воде, а в
открытом море. Десантирование специальных плотов и самих
спасателей в районе "тонущего" лайнера - это была
поистине ювелирная работа в чрезвычайной ситуации. Точно
так же осуществлялась выброска мобильного госпиталя.
Медики уже через несколько минут после приземления
приступили к оказанию помощи "пострадавшим".
Пожар на Останкинской телебашне, Москва, 2000 г.
(Хроника)
7 августа в 15:08 на пульт оперативного дежурного
Центроспаса по Москве поступило сообщение о пожаре на
Останкинской телебашне. Первый очаг возгорания был
зафиксирован на отметке 470 метров. На место пожара
прибыли все экстренные службы Москвы, включая дежурную
смену спасателей из Центроспаса. К этому временипожарные
расчеты начали работать на отметке 420 метров для того,
чтобы успеть отсечь приближающийся к лифтам огонь.
Только с помощью лифтов можно было организовать
эвакуацию людей, так как узкие аварийные лестницы башни
не были приспособлены ни для спуска людей, ни для
прохождения пожарных и спасателей с оборудованием.
В 18.15 было принято решение - обесточить башню и
перерезать кабель. Когда стало очевидно, что
огнетушителями с огнем не справиться, спасатели решили
соорудить дополнительную преграду огню из специальной
несгораемой ткани. Ее вызвались доставить наверх
полковник Владимир Овсюков с лифтером Светланой Лосевой
и техником Александром Шипилиным. Они вошли в лифт,
когда огонь был уже на отметке 305 метров. Именно в это
момент ситуация вышла из-под контроля. Пламя выбилось
наружу и охватило машинное отделение лифта. Спасателям и
пожарным было приказано срочно спускаться вниз…
Тушение пожара продолжалось всю ночь. Лишь к утру стало
возможным приступить к поиску лифта с людьми. Его
обнаружили на минусовой отметке, ниже уровня первого
этажа, заваленным километровым слоем сгоревшего кабеля.
У спасателей начался новый этап работы по извлечению тел
погибших из разбившегося лифта…
Авиакатастрофа ИЛ-18. (Аджария)
По официальным данным, авиакатастрофа произошла 25
октября в 17 час. 22 мин. по московскому времени. В
условиях плохой видимости на отметке 890 метров при
скорости 470 км в час военно-транспортный самолет Ил-18
врезался в склон тысячеметровой горы Мтиравы (Плачущая
гора). Спасатели из Центроспаса первыми начали
обследовать зону авиакатастрофы. Им предстояло оценить
разброс самолета, визуально оценить объем и сложность
предстоящей работы. Несмотря на то, что разброс тел и
фрагментов самолета оказался достаточно локальным,
проведение операции осложнял крутой склон горы, размытый
ливневыми дождями. Требовалась большая подготовительная
работа. С этой целью пришлось прорубить несколько
многометровых подходов к месту разбившегося самолета,
протянуть специальные веревочные тросы для поднятия тел,
расчистить площадку на вершине горы для их эвакуации
вертолетом. От спасателей требовалась тщательное
обращение с телами погибших, особенно с теми, кто
оказался в эпицентре взрыва. Катастрофа сопровождалась
сильным пожаром, поэтому пришлось исследовать каждый
сантиметр поверхности, собирая все, что имело отношение
к разбитому самолету и к жертвам. Такая работа крайне
необходима для расследования причин катастрофы.
Совместно со спасателями из других регионов были найдены
и переданы комиссии по расследованию «черные ящики» и
параметрические приборы, изучение которых помогло узнать
причины аварии. В результате совместных действий всего
за три дня - а это минимальный срок для такой сложной
поисковой операции - были извлечены тела 72 погибших.
2001 год
Землетрясение в Индии
В 8 часов 10 минут на Северо-Западе Индии (штат
Ахмедабад) произошло землетрясение силой до 9 баллов по
шкале Рихтера. В ликвидации последствий этого стихийного
бедствия, кроме спасательных формирований иностранных
государств, приняла участие оперативная группа МЧС
России. В состав группы вошли 30 спасателей и
специалистов из Центроспаса.
По независящим от спасателей причинам поисковая работа в
зоне бедствия началась только на третьи сутки после
начала землетрясения.
Основная работа проводилась почти в эпицентре
землетрясения, в трех населенных пунктах Бхачао, Бхудж и
Анджара. Эти города с многотысячным населением были
разрушены на 95%. Основная задача заключалась в
обнаружении в завалах живых людей и их извлечении. С
этой целью в поисково-спасательной операции были активно
задействованы кинологи с собаками и специальные приборы
поиска. Поиску живых помогали также местные жители.
Условия работы в зоне бедствия осложнялись постоянными
подземными толчками, высокой дневной температурой
воздуха (до 35 градусов), резким понижением температуры
ночью (до 5 градусов) и сильным ветром.
Самым необычным в этой операции было то, что живых людей
находили в завалах на 5 и 6 день, причем пострадавшие
были в относительно хорошем не обезвоженном состоянии.
Впервые был разрушен стереотип, что в завалах, в
условиях дефицита воды и достаточного доступа воздуха,
человек может продержаться не более 4-5 суток.
Всего с 28 января по 1 февраля российскими спасателями
были обследованы около 300 завалов, в которых обнаружили
и достали живыми 17 человек. Среди них - четверо детей.
Поисковые работы были свернуты к концу шестых суток с
началаземлетрясения, когда поиск живых стал
бесперспективным.
Для справки: всеми другими иностранными спасательными
формированиями в Индии в общей сложности были извлечены
живыми 15 человек.
Наводнение г. Ленск (Республика Саха)
В мае 2001 г. в Республике Саха создалась сложная
паводковая обстановка. В результате резкого подъема
уровня воды в реке Лена под угрозой затопления оказались
большинство прибрежных населенных пунктов республики.
Более других от стихии пострадалг. Ленск, оказавшийся
затопленным на 98%. В воде и под водой оказались 540
жилых домов, в которых проживали около 25 000 человек.
16 мая в г. Ленск прибыла оперативная группа МЧС России
во главе с министром С. Шойгу. Поставленная перед
спасателями задача - экстренная эвакуация людей из зоны
затопления с помощью вертолетов и плавсредств была
выполнена быстро и четко. В течение трех суток буквально
с крыш домов, больниц и школ, где спасались люди, были
эвакуированы 860 человек. 150 пострадавшим была оказана
медицинская помощь.
2002 год
Афганистан
В конце 2001 года в Исламское Государство Афганистан
начала поступать гуманитарная помощь из России.
Несколькими самолетами ИЛ-76 МЧС РФ были перевезены
продовольствие и медикаменты, прилетели специалисты, в
том числе и сотрудники отряда "Центроспас". В основном,
медицинские работники с аэромобильным госпиталем, службы
медицинского сопровождения спасательных работ:
терапевты, хирург, травматолог, инфекционист, фельдшер.
Первый этап гуманитарной акции длился с 27 ноября 2001
года до 20 января 2002 года, второй - с 29 января по 29
марта 2002 г. Самым популярным местом в Кабуле афганцы
называли российский медицинский госпиталь. Несмотря на
трудные климатические условия, землетрясение,
прокатившееся по стране, суровые обычаи и традиции
страны, языковый барьер (общались медики с пациентами
исключительно через переводчиков), медперсонал
устанавливал предварительный диагноз, назначал лечение и
осуществлял его либо амбулаторно, либо стационарно,
помещая больных в госпиталь. Обращались с самыми
различными заболеваниями: от простуды, язвы желудка до
туберкулеза, вплоть до открытой формы, инфекционных
заболеваний. В день российские специалисты принимали
около 200 человек. Врачи и медсестры отряда оказали
медицинскую помощь 10061 человеку, нуждающемуся в
лечении, среди которых было 1046 детей. Они выполнили
154 операций различной степени сложности, провели
терапевтическое лечение около шести тысяч человек, в том
числе 925 инфекционному больному, выявили 478 случаев
неврологических заболеваний с последующим лечением и ряд
других. Кроме того, российские медики ездили из кишлака
в кишлак для оказания помощи пострадавшим людям от
разбушевавшейся стихии. И за каждой цифрой -
напряженный, кропотливый труд, требующий предельного
внимания.
Наводнение. Ставропольский край
Июньское наводнение на Юге России охватило огромную
территорию. В период с 18 по 21 июня 2002 года в районе
стихийного бедствия выпала месячная норма осадков.
Такого внезапного и бурного наводнения не помнят даже
сторожилы. В зоне чрезвычайной ситуации оказалось более
10 тысяч ставропольцев. Спасательные работы по
ликвидации последствий крупнейшего за последние сто лет
наводнения возглавил министр РФ по чрезвычайным
ситуациям С.К. Шойгу. 21 июня в 17.30 группа МЧС
вылетела с подмосковного аэродрома "Раменское". В состав
группы "Центроспас" входили 22 сотрудника отряда во
главе с начальником отряда, спасателем международного
класса Легошиным А.Д. На момент прибытия спасателей в
аэропорт города Минеральные воды ситуация, сложившаяся в
зоне бедствия, оценивалась как критическая. Личный
состав был разбит на две группы. Первая была направлена
на окраину города (Железнодроржный район), где уровень
паводковой воды поднялся до 5 - 6 метров. Группа
получила автомобиль-амфибию "Синяя птица". Другая
вертолетом была доставлена в станицу Барсуковская, где
также сложилась ситуация, угрожавшая жизни и здоровью
населения. По прибытии на место немедленно была
проведена авиаразведка, параллельно велась работа по
организации поисково-спасательных меропритий, оказание
медицинской помощи населению, эвакуация пострадавших. 23
июня оперативной группой было принято решение о вылете
14 спасателей в Дагестан в поселок "Красный партизан",
где население также пострадало от стихии. В ходе
спасательных работ в Ставропольском крае и Дагестане
была оказана помощь свыше семисот человек.
Германия
В последний раз такой разрушительный паводок в Южной
Германии был более ста лет назад, и для немцев он стал
полной неожиданностью. 19 августа 2002 года сводный
отряд МЧС, в состав которого вошли 14 специалистов
отряда "Центроспас" вылетали в Германию для оказания
помощи пострадавшим от наводнения. Для проведения работ
в зоне наводнения спасатели " Центроспаса" привезли с
собой два уникальных автомобиля - амфибии "Синяя птица".
В первый день спасатели совместно с немецкими
специалистами обследовали мосты на Эльбе. Затем
доставляли продукты и воду в деревни в окрестностях
города Кенигштейна, которые оказались отрезаны от
"большой земли" , помогали восстанавливать дорогу,
разобрали завал в районе Кенигштейна (р. Эльба). Главная
проблема, с которой столкнулись жители пострадавших
районов, это большое количество понтонных сооружений,
выброшенных водой на берег или застрявших в опорах
мостов. 21 августа центроспасовцы работали в г. Голис.
Расчищали отверстия дамбы, через которые проходили
потоки воды, откачивали воду из затопленных подвалов
жилых домов города. 22 августа спасатели работали на
монтаже плавучих понтонов в городе Велен, которые были
смыты наводнением. В одном месте спасателям "Центроспаса"
пришлось практически вручную срывать земляную дамбу.
Местные жители встречали наших спасателей радостно,
благодарили за оказанную помощь. 28 августа участники
операции вернулись на родную землю.
Международные учения в Ногинске
С 25 сентября по 27 сентября 2002 года в г. Ногинске
М.О. прошли Международные учения " Богородск 2002". Их
организаторами выступили МЧС России и НАТО. С Российской
стороны в учениях приняли участие 845 спасателей, в том
числе 86 специалистов отряда "Центроспас", с зарубежной
- свыше 400 человек. Свои команды представили 14 стран,
среди которых Италия, практически вся Скандинавия,
Австрия, Белорусь, Украина, Армения, Россия и другие.
Кроме того, присутствовали представители ООН и
наблюдатели более чем из 50 стран мира. Сценарий учений,
которые проходили в рамках программы НАТО "Партнерство
ради мира", отражал актуальную как для России, так и для
всего мирового сообщества тематику - реагирование на
крупные бедствия и террористические акты.
Соловки
В целях обеспечения безопасности туристов и паломников
на Соловецкие острова МЧС РФ, начальниками Главного
управления ГО и ЧС Архангельской области, Центрального
аэромобильного спасательного отряда МЧС России,
Департамента транспорта и связи Архангельской области,
администрации МО "Соловецкий район", Соловецкого
государственного историко-архитектурного и природного
музея-заповедника принято совместное соглашение о
сотрудничестве по обеспечению безопасности населения,
посетителей Соловецких островов в летний период 2002
года и организации спасательной службы на Соловках. С 1
июня по 1 октября 2002 года спасатели отряда "
Центроспас" обеспечивали на Соловецких островах
безопасность туристов и паломников. На всей территории
Соловецкого архипелага (Большом Соловецком острове,
Анзерском острове, Большая Муксалма, Заяцких островах)
было создано пять контрольных пунктов, в задачу которых
входило спасение людей на акваториях, предотвращение
лесных пожаров и недопущение несанкционированного
доступа туристов. Первая медицинская помощь оказана 73
пострадавшим на местах и 670 на базе соловетской
больницы.
Байконур
12 мая на космодроме Байконур (Казахстан) произошла
трагедия. Обрушилась крыша испытательного комплекса,
повлекшая за собой гибель восьми человек - рабочей
бригады. В тот же день спасатели и специалисты МЧС
России вылетали на Байконур. В состав группы вошли 14
человек из отряда Центроспас под руководством спасателя
международного класса Героя России Владимира Легошина. В
результате проведения поисковых работ было найдено 7
человек погибших. Основная задача центроспасовцев -
снятие особо опасных нависших конструкций на высоте 70
метров для дальнейших восстановительных работ
монтажно-испытательного комплекса.
Кармадонское ущелье
20 сентября в Северной Осетии беда нагрянула внезапно.
Вечером , в 15 км южнее села Кармадон, вниз по течению
реки Геналдон сошел ледник Колка, повлекший за собой
образование селевого потока, который унес многие жизни
людей, в том числе и съемочную группу С. Бодрова. 21
сентября сводный отряд МЧС, в том числе 26 спасателей и
специалистов отряда во главе с нач. отряда А.Д.
Легошиным вылетали в Северную Осетию. В ходе
поисково-спасательных работ спасатели обнаружили 12 тел
погибших и одного живого человека , пролежавшего в
ущелье ледника двое суток. 103 человека были
эвакуированы.
Норд-Ост
Группа сотрудников отряда принимала участие в операции
по спасению заложников при захвате террористами здания
театрального центра Шарикоподшипникового завода на
Дубровке. Совместными действиями было эвакуировано более
600 человек в лечебные учреждения г. Москва.
2003 год
Землетрясение в Алжире
Мощнейшее землетрясение в Алжире стало в этой стране
самым сильным за последние 20 лет. Подземные толчки
достигали 6,7 балла по шкале Рихтера. Особенно сильно
пострадали города Алжир и Бумердес, расположенный в 50
км от столицы страны. Оставшиеся в живых люди ютились на
обочинах дорог, из простыней и одеял сооружали палатки,
боясь приблизиться к домам: по стране прокатились новые
волны толчков. В ликвидации последствий землетрясения и
оказании помощи приняли участие более 700 спасателей из
15 стран мира. 23 мая в 07.50 по московскому времени
самолетом ИЛ - 76 в Алжир вылетели 57 спасателей МЧС
России отряда Центроспас и Центра по проведению операций
особого риска (Лидер) для проведения поисково -
спасательных работ в зоне землетрясения. Самолет МЧС
Российской Федерации прибыл в алжирскую столицу в 14. 30
по московскому времени. По просьбе алжирских властей
россияне работали в Бумердесе, городе, наиболее
пострадавшем от землетрясения. Команда российских
спасателей была самой многочисленной: 75 человек, из них
6 кинологов. Прибыв в разрушенный город, россияне,
разбив базовый лагерь, сразу же приступили к работе и
разгребали руины всю ночь. Нашим спасателям достался
один из самых тяжелых участков работы. Рухнувшие дома не
оставляли пустот для спасения. Сначала руины осматривали
кинологи с собаками. Только четвероногие друзья способны
через многометровую толщу бетона определить, есть ли под
завалами живые люди. И все - таки спасатели не теряли
оптимизма. 75 россиян трудились круглосуточно, в 2
смены. Поиски живых продолжались несколько дней.
Поиски вертолета Ми-8 на Камчатке
20 августа прервалась связь с вертолетом Ми-8, на борту
которого находился губернатор Сахалинской области Игорь
Фархутдинов со своими коллегами. В поисковых работах
пропавшего вертолета, помимо спасателей Государственного
центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС
России (Центроспас) и Центра спасательных операций
особого риска МЧС России (Лидер), принимали участие
специалисты Камчатской, Приморской, Хабаровской,
Сахалинской и Красноярской ПСС. Первые сутки поиска
результатов не принесли. Обломки упавшего вертолета были
найдены 23 августа в 115 километрах южнее Петропавловска
- Камчатского. Ни взрыва, ни пожара на месте падения
вертолета не было, находившиеся на борту люди мгновенно
погибли. В тот же день на место трагедии прибыл министр
МЧС России С. Шойгу. Не прерываясь ни на минуту работали
спасатели, извлекая из - под обломков рухнувшего
вертолета погибших, чтобы доставить их тела в
Петропавловск - Камчатский, а затем на о. Сахалин.
Терракт в Моздоке
1 августа на территорию военного госпиталя,
расположенного в Моздоке (северная Осетия - Алания),
ворвался грузовик. Металлические ворота его не
сдержали, поскольку удар КамАЗа тяжел, а
водителю-смертнику терять было нечего. Через какие-то
секунды из-за мощного взрыва содрогнулась вся округа.
Ударная волна покатилась даже по прилегающим к госпиталю
зданиям. В 23 часа 49 минут на место трагедии вылетела
оперативная группа МЧС России, спасатели Центроспаса,
ЦСООР "Лидер". К аварийно-спасательным работам были
привлечены 1130 человек, 6 поисковых собак, 87 единиц
техники. На каждом пятачке проводились обследования.
Даже с применением тяжелой техники разбор завала
разрушенного корпуса осуществлялся, по сути, вручную.
Ведь там, где есть плита, тем более не одна, всегда
образуются ниши, в которых могут быть люди. Такие
пустоты спасатели осматривают особенно тщательно, следом
перепроверяют кинологи с поисковыми собаками. И только
тогда плиту аккуратно снимают при помощи крана.
Мелкие обломки передают по цепи из рук в руки. Только
так можно обнаружить вещи и документы, которые могут
помочь следствию или будут переданы родным пострадавших.
После тщательного обследования остатки здания
демонтировали. В результате теракта пострадали 132
человека, из них 64 были госпитализированы, 18 оказана
амбулаторная помощь. Погибли 50 человек. 3 августа в 12
часов 51 минуту самолет ИЛ-76 со спасателями совершил
посадку в аэропорту Домодедово.
Землетрясение на Алтае
Республика Алтай содрогалась от мощнейших толчков от 6
до 9 баллов. 1 октября в 15 часов 50 минут оперативная
группа МЧС России в состав которой вошли спасатели и
специалисты отряда вылетела в Барнаул, а затем 700 км
двигалась в район бедствия. Спасатели и специалисты
Центроспаса привезли гуманитарную помощь, в основном,
печки, теплые вещи, медикаменты и продукты питания.
Специалисты МЧС прогнозировали до конца недели повышение
сейсмической опасности и новые подземные толчки.
Спасатели принимали экстренные меры для того, чтобы не
пострадали люди. 5 октября в 23 часа 35 минут самолет
ИЛ-76 приземлился на аэродроме в Жуковском.
|