ОСНОВНОЕ МЕНЮ
Новые ссылки на темы:
|
Основные темы раздела
Вооруженные силы РОССИИ
Вооружение
Российской Армии.
Юридические документы связанные со службой и призывом в
вооруженные силы России.
Министерство обороны
Российской Федерации,
Структура
Вооруженных сил РФ,
Сухопутные
войска,
Структура Сухопутных войск, Московский военный округ,
Ленинградский
военный округ (ЛВО), Приволжско-
Уральский военный округ,
Северо-Кавказский военный округ (СКВО),
Сибирский военный округ,
Дальневосточный военный округ
(ДВО),
Военно-воздушные силы,
Военно-Морской Флот,
Структура
Военно-Морского Флота,
Северный
флот,
Тихоокеанский флот,
Черноморский флот,
Балтийский
флот,
Флагманский корабль Балтийского флота,
Отдельная
гвардейская бригада морской пехоты
Балтийского флота,
Балтийская военно-морская база (историческая справка),
Каспийская
военная флотилия,
Ракетные
войска стратегического назначения,
Космические войска,
Воздушно-десантные войска
(ВДВ),
Тыл
Вооруженных Сил РФ,
Служба расквартирования и обустройства Министерства обороны
Российской Федерации,
Основные приоритеты
строительства Вооруженных Сил РФ,
Борьба с терроризмом,
Экология и
ядерная безопасность,
Военное
образование |
Каспийская
военная флотилия
 |
СКАЧАТЬ ТЕМУ
Каспийская
военная флотилия -
формирование Военно-Морского Флота
России.
Главная база - г.Астрахань |
Каспийская флотилия (историческая справка)
Попытка создания на Каспийском море флотилии военных кораблей была
впервые предпринята в царствование Алексея Михайловича, это было
вызвано расширением торговых отношений России с Персией и
необходимостью обеспечения и защиты торговых путей по Волжскому
пути. Царский указ от 19 июля 1667 года предписывал «…для посылок из
Астрахани в Хвалынское море делать корабли в Коломенском уезде в
селе Дединово…». 14 ноября 1667 в селе Дединово на слиянии рек Ока и
Москва был заложен для Каспия первый российский военный трехмачтовый
корабль «Орел». Одновременно строилась яхта, бот и две шлюпки.
Построенные суда были спущены на воду и в 1669 году прибыли в
Астрахань, но в следующем году во время восстания под
предводительством Степана Разина эти корабли были захвачены и
сожжены.
В 1704 году по указу Петра I в Казани было основано адмиралтейство и
начато строительство судов для Каспия.
После окончания Северной войны Петр I проявляет интерес к Каспию,
зная «…хорошего его значения для России, зная, что благосостояние
России поднимется, и когда она станет посредницею в торговом
отношении между Европой и Азией…». Желая установить непосредственные
экономические связи со странами Средней Азии и с Индией, Петр I
ставит перед собой цель – завоевать побережье Каспийского моря. Но
на пути стояла Персия, достаточно мощное в то время государство.
Проведенная экспедиция под руководством А.Бековича-Черкассого,
поручика А.Кожина, К.Вердена, Ф.Соймонова, стала прелюдией великого
похода, подготовка к которому началась со строительства 200 речных
лодок и 45 ластовых судов – небольших деревянных судов,
предназначавшихся для обслуживания военных портов. Начиная с 1721
года, Петр I развернул подготовку Персидского похода. 18 июля 1722
года десант в 22 тысячи человек под командованием генерал-адмирала
Апраксина на 274 судах вышел из Астрахани в Каспийское море.
Головным отрядом командовал адмирал Петр Михайлов, т.е. сам Петр I.
Высадившись на берег в районе нынешнего северного Дагестана, с
присоединившимися 9 тысячами кавалерии, армия двинулась берегом на
Дербент. 23 августа сухопутные войска заняли город, а отряд судов
доставил туда артиллерию и провиант.
Походом на Дербент война с Персией за обладание Каспийским морем не
заканчивалась. Возникла необходимость постоянного наличия на Каспии
флотилии и создания военного порта для базирования флотилии. Именно
Персидский поход и пребывание Петра I в Астрахани изменили отношение
к Каспийскому флоту, и 4 ноября 1722 года указом государя был
основан военный порт в Астрахани и образована военная флотилия,
принявшая боевое крещение у берегов Персии. Именно эта дата и
является днем основания Каспийской флотилии.
Персидский поход был закончен подписанием Трактата между Россией и
Персией, по которому в вечное владение России отходили города
Дербент и Баку со всеми прилегающими к ним землями, а также
провинции Гилян, Мазандаран и Астрабад.
Однако после смерти Петра Великого завоевания русских на Каспии были
утрачены. В царствовании Анны Иоановны по договору 1735 года большая
их часть отошла к Персии. Тем не менее, интерес России к Каспию не
ослабевал, и за возвращение утраченного взялся выдающийся деятель
екатерининской эпохи Григорий Потемкин. В 1781 году отряд кораблей в
составе 3 фрегатов, бомбардирского корабля и 2 ботов, под
командованием капитана 2 ранга Войновича, по предписанию Екатерины
II прибыл в Астрахань. С этого момента на Каспийском море стал
содержаться отряд военных кораблей «…для покровительства нашей
коммерции», причем один фрегат и бот из его состава постоянно
находился в Астрабадском заливе.
Завоевание Каспия Россией велось почти 100 лет. В 1813 году, с
заключением Гюлистанского мирного договора, Россия приобрела
монопольное право на содержание в Каспийском море военного флота. С
1867 года главной базой Каспийской флотилии стал Баку –
незамерзающий порт.
В результате похода русских войск в 1880-1881 году под командованием
генерала Скобелева, в котором морские силы возглавлял капитан 2
ранга С.О. Макаров – выдающийся военно-морской деятель, к России
была присоединена Туркмения, получившая наименование Закаспийской
области. Вхождение западного и восточного Прикаспия в состав России
не только обеспечило безопасность ее южных границ, но и сыграло
прогрессивную роль в развитии как экономической, так и духовной
жизни народов, населяющих этот край. Ведь Россия, в отличие от
Турции и Персии, представляла собой в то время бурно развивающуюся
державу, отменившую у себя крепостную зависимость и отличавшуюся
больной веротерпимостью.
В последующее время, до 1918 года, Каспийская флотилия охраняла
торговые и рыбные промыслы на Каспии, а также русские
торгово-промышленные интересы в Иране, наблюдала за выполнением
Ираном условий Туркманчайского договора. За боевые заслуги флотилия
была награждена георгиевской лентой, которую личный состав носил на
бескозырках.
В очередной раз боевые действия флотилии на Каспии начались в 1918
году. Однако с приходом в Баку англичан, часть кораблей флотилии
была разоружена, а остальные ушли в порт Петровск (Махачкалу). В
годы гражданской войны Каспийская флотилия вела боевые действия на
Волге и Каме, совместно с Красной Армией участвовала в боях за
Казань, Симбирск, Сызрань, Самару, Чистополь, Елабугу, Царицын. А на
Каспийском море – за Астрахань и Баку. Вторичное завоевание
Каспийского моря завершилось Энзелийской операцией в мае 1920 года,
в результате которой белый флот был захвачен, а английские
интервенты и белогвардейские части отступили в глубь Ирана. Флотилия
была награждена Почетным Красным Знаменем ВЦИКа, которое хранится и
по настоящее время.
На первом этапе Великой Отечественной войны непосредственной угрозы
для Каспийского морского бассейна не существовало, и деятельность
Каспийской флотилии в основном сводилась к несению в морском секторе
дозорной службы. В период с 24 по 26 августа 1941 года флотилия по
приказу Советского правительства, совместно с частями Закавказского
военного округа, провела десантную операцию на иранское побережье
южнее иранской Астары, высадив тактический десант в составе
горно-стрелкового полка, усиленного артиллерийским дивизионом, и
поддержала артиллерийским огнем наступающие по побережью со стороны
Ленкорани части горно-стрелковой дивизии. Ввод советских войск на
территорию Ирана был вызван усилением здесь немецкого влияния и
симпатиями к фашистам ряда лиц, стоящих во главе управления Ираном,
что создавало угрозу вовлечения Ирана в войну против Советского
Союза. После ввода советских войск в Иран, они занимали северную
часть Ирана в течение всей войны, а корабли Каспийской флотилии
несли стационарную службу в иранских портах Пехлеви, Ноушехр,
Бендер-Шах. Начиная с 1942 года, Каспийская флотилия была объявлена
действующей и выполняла задачи по обеспечению коммуникаций,
непосредственно прикрывая на переходах от воздействия авиации
противника своими кораблями транспорта, и организовывала
противоминную оборону. 27 августа 1945 года за боевые заслуги перед
Родиной в годы гражданской войны и годы Великой Отечественной войны
Указом Президиума Верховного Совета СССР Каспийская флотилия была
награждена орденом Красного Знамени.
В послевоенные годы флотилия продолжала играть роль стабилизирующего
фактора в регионе. Однако после распада СССР и преобразования бывших
республик в суверенные государства силы флотилии пришлось
перебазировать из Баку в Махачкалу и Астрахань, ставшую ее главной
базой. Это стало возможно благодаря совместным усилиям бывшего
командующего Каспийской флотилией вице-адмирала Зинина Бориса
Михайловича и губернатора Астраханской области Гужвина Анатолия
Петровича, выступивших с ходатайством перед Правительством
Российской Федерации о передислокации частей Каспийской флотилии в
город Астрахань. Этот факт уже в настоящее время стал историей
современной России. Таким образом, Краснознаменная Каспийская
флотилия вернулась на свою историческую родину по прошествии 125
лет.
Сегодня, в новых геополитических условиях, роль и значение
Каспийской флотилии возрастает. Главными задачами на сегодняшний
день становятся обеспечение национально-государственных интересов
России в регионе, противодействие терроризму. Современные реалии
жизни поставили корабли и части Каспийской флотилии на страже южных
рубежей России. Примером дальнейшего развития и наращивания военной
мощи Каспийской флотилии является передача нового современного
сторожевого корабля «Татарстан» в состав флотилии, шефство над
которым взяла администрация Федерального Государственного Унитарного
предприятия «ПО завод им. Серго» города Зеленодольска Республики
Татарстан. В настоящее время Правительством Российской Федерации
утверждена государственная кораблестроительная программа
строительства кораблей для Каспийской флотилии, в рамках которой уже
в настоящий момент разработан проект боевых кораблей с учетом
специфики Каспия. В 2003 году планируется начало строительства
корабля этой серии.
Несколько лет назад в составе была создана Гвардейская
Московско-Черниговская бригада морской пехоты, которая принимала
участие в проведении контр террористической операции в Чеченской
республике. За последние три года свыше 900 офицеров, мичманов и
прапорщиков флотилии были удостоены Правительственных наград.
Примером в выполнении воинского долга и служения Родине для всего
личного состава флотилии является Герой Российской Федерации старший
прапорщик Григорий Замышляк.
В августе 2002 года по решению Президента Российской Федерации, в
Каспийском море было проведено крупномасштабное учение Каспийской
флотилии с привлечением частей и подразделений Военно-воздушных Сил,
Министерства Внутренних Дел, Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий и Министерства транспорта России. Это
первое за последние десятилетия такого масштаба учение, проводимое в
Прикаспийском регионе, задачи, на которые были поставлены
Президентом России во время визита в Астрахань и посещения им
кораблей Каспийской флотилии. По итогам проведенных учений корабли и
части Каспийской флотилии получили высокую оценку боевой готовности
от Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича и
это позволяет сказать, что южные рубежи России надежно защищены.
Также в сентябре 2002 года корабли флотилии посетили с дружественным
визитом столицу Республики Азербайджан – Баку.
В октябре 2002 года Каспийская флотилия отметила свой 280-летний
юбилей и 10-летнюю годовщину со дня вывода из Баку.
В мае 2003 года отряд кораблей Каспийской флотилии в составе
ракетного катера «Ступинец», базового тральщика «Магомед Гаджиев» и
малого гидрографического судна «ГС-301» под флагом командующего
флотилией контр-адмирала Старцева Юрия Владимировича совершил визит
в порт Актау Республики Казахстан. |
|
|
|
|
Данный
проект живет
КАТАЛОГИ И СЧЕТЧИКИ
САЙТА БЖ
|
|
|