Черноморский флот
(историческая
справка)
Во второй половине
ХVIII века Россия
добилась крупных
успехов в борьбе за
выход к морям и
утвердилась на
берегах Азовского и
Черного морей. В
результате
русско-турецкой
войны 1768-1774 гг.,
по
Кючук-Кайнарджийскому
мирному договору,
Россия получила
часть земель между
Днепром и Бугом,
Кубань, Азов,
Таганрог, Керчь,
Еникале, Кинбурн.
Крымское ханство
объявлялось
независимым от
Турции.
В 1773 г. на Черном
море успешно
действовала
созданная на основе
Азовской флотилии
Черноморская
эскадра. Она
базировалась в Керчи
и двумя отрядами
несла крейсерскую
службу между
Балаклавой,
Феодосией и
Суджук-Кале
(Новороссийск).
После окончания
войны на Дону
продолжалось
строительство боевых
кораблей. Строились,
главным образом,
парусно-гребные
суда, 32-х пушечные
фрегаты и казачьи
лодки. В 1775 г.
Россия стала
определять место,
где можно было
строить
глубокосидящие
морские суда и
выводить их прямо в
Черное море. В 1778
г. по указанию
Новороссийского
генерал-губернатора
князя Г.А.Потемкина
был основан г.Херсон
“и к построению при
нем порта” был
назначен генерал
И.А.Ганнибал.
Несмотря на
подписание мирного
договора, между
Россией и Турцией
развернулась сложная
дипломатическая
борьба за Крым.
Результатом этой
борьбы явилось
присоединение Крыма
к России. Рескриптом
Екатерины П от 8
апреля 1783 г.
“полуостров
Крымский, Тамань и
вся Кубанская
сторона” были
включены в состав
России. Крымский хан
отказался от
престола.
Присоединение Крыма
к России имело
прогрессивное
значение: с
ликвидацией
крымского ханства
навсегда была
устранена угроза
разорительных
набегов с юга на
русские земли,
Турция лишилась
основной базы своей
агрессии в северном
Причерноморье. Для
защиты отвоеванных у
Турции исконно
русских земель и
обеспечения
судоходства на
Черном море Россия
нуждалась в сильном
флоте.
Длительное время шли
поиски удобных мест
для базирования
главных сил флота.
Одной из таких бухт
оказалась
Ахтиарская,
расположенная на
юго-западном берегу
Крымского
полуострова, у
развалин древнего
Херсонеса.
2 мая 1783 г. в
Ахтиарскую бухту
прибыла эскадра из
пяти фрегатов и
восьми других судов
Азовской флотилии
под командованием
вице-адмирала
Ф.А.Клокачева. 7 мая
в бухту вошли 11
судов Днепровской
флотилии. С этого
времени морские силы
на юге России стали
именоваться
Черноморским флотом.
В честь его
основания в том же
году была отлита
медаль “Слава
России”.
Ахтиарская бухта
стала основным
пунктом базирования
кораблей флота. 3
июня 1783 г. в
торжественной
обстановке были
заложены первые
четыре здания
будущего города и
порта. Первоначально
он назывался Ахтиар
(Белый утес), а
затем в соответствии
с Указом Екатерины
II от 10 февраля
1784 г. был назван
Севастополем
(“Достойный город”).
В 1785 г. был
утвержден первый
штат Черноморского
флота, по которому
он должен был иметь
12 линейных
кораблей, 20 больших
фрегатов, 5 боевых
шхун, 18
транспортных и
вспомогательных
судов. Флот быстро
рос. Уже к маю 1787
г. он насчитывал в
своем составе 46
вымпелов: 3 линейных
корабля, 12
фрегатов, 3
бомбардирских
корабля, 28 других
военных судов.
Однако Турция не
могла смириться с
потерей Крыма и
появлением на Черном
море Российского
флота. Это привело к
новой войне, в
которой Россия
выступила в союзе с
Австрией. Турцию же
поддерживали и
помогали ей Англия,
Франция и Пруссия. В
августе 1787 г.
Стамбул предъявил
России ультиматум с
требованием
возвратить Крым,
признать Грузию
вассальным владением
султана и
согласиться на
установление
турецкого контроля
над русскими судами
при проходе их через
проливы. Россия
ответила отказом.
Это и послужило
поводом к новой
войне.
Из опыта этой войны
в историю вошли
такие бои и сражения
на море: у острова
Фидониси (3.7.1788
г.), у Керченского
пролива (8.7.1790
г.), у Тендры
(28.8.1790 г.) и у
мыса Калиакра
(31.7.1791 г.).
Победы Ф.Ф.Ушакова
сорвали все планы
Турции атаковать
Крым с моря. Они
способствовали,
наряду с успехами
русской армии,
ускорению
переговоров и
заключению Ясского
мирного договора,
согласно которому
Турция навечно
передавала России
Крым, Очаков,
Кинбурн и Азов.
В связи с дальнейшим
развитием
Черноморского флота,
возникла
необходимость в
строительстве более
удобной и безопасной
верфи. Такая
корабельная верфь
была заложена в
устье Ингула в июне
1788 г. Через год,
27 августа 1789 г.,
новый город был
назван Николаевом,
который стал центром
судостроения на юге
страны. Одновременно
с объявлением
Севастополя в 1804
г. главным портом
Черноморского флота,
в нем так же
началось
кораблестроение.
В 1826 году в
Севастополе был
построен 18-ти
пушечный бриг
“Меркурий”, экипаж
которого под
командованием
капитан-лейтенанта
А.И.Казарского 14
мая 1829 г. одержал
блестящую победу над
двумя турецкими
линейными кораблями,
имевшими
десятикратное
превосходство в
людях и вооружении.
“Меркурий” первым из
кораблей
Черноморского флота
награжден кормовым
Георгиевским флагом.
В середине XIX века
усилиями выдающихся
адмиралов
А.С.Грейга,
М.П.Лазарева,
П.С.Нахимова и
В.А.Корнилова
Черноморский флот
стал одним из лучших
парусных флотов
Европы.
Во время Крымской
войны (1853-1856
гг.) эскадра
Черноморского флота
под командованием
вице-адмирала
П.С.Нахимова 18
ноября 1853 г.
одержала блестящую
победу над турецким
флотом в Синопской
бухте. Из 16
кораблей противник
потерял 15. Это было
последнее крупное
сражение эпохи
парусного флота.
Главным событием
Крымской войны
явилась оборона
Севастополя
1854-1855 гг. 349
дней длилась
Севастопольская
эпопея, во время
которой доблестно
сражались на
бастионах
Севастополя
моряки-черноморцы
под командованием
адмиралов
В.А.Корнилова,
В.И.Истомина,
П.С.Нахимова.
К началу ХХ века
Черноморский флот
превратился в
серьезную боевую
силу на юге России.
В его составе было 7
эскадренных
броненосцев, 2
“поповки”
(артиллерийские
плавучие батареи), 1
крейсер, 3 минных
крейсера, 22
миноносца, 6
канонерских лодок, 9
миноносок, 2
парохода, 8
транспортов. К осени
1917 г. Черноморский
флот насчитывал уже
177 боевых кораблей,
имел транспортную
флотилию.
В начале 1918 года
революционные моряки
Черноморского флота
совместно с
населением Крыма
вели активную борьбу
за установление
новой власти, а
затем, с весны,
участвовали в борьбе
с наступающими
силами германских
войск. Чтобы не
допустить захвата
кораблей флота
немцами, часть из
них была переведена
в Новороссийск, где
по приказу
большевиков, они
были затоплены.
Более 130 кораблей
покинули Севастополь
и ушли в тунисский
порт Бизерту и
некоторые другие.
Шансы на
восстановление флота
появились только
после окончательного
освобождения
Севастополя 15
ноября 1920 г. Свое
первое значительное
плавание по Черному
морю, в котором
приняли участие
свыше 20 кораблей,
возрожденный флот
совершил осенью 1923
г.
В 1928 г.
восстановление флота
было в основном
закончено и началась
его техническая
реконструкция. За
1929 -1937 гг.
Черноморский флот
получил более 500
боевых кораблей
различных классов,
сотни боевых
самолетов. Были
созданы ВВС,
береговая оборона и
система ПВО ЧФ.
К началу Великой
Отечественной войны
в состав ЧФ входили
линейный корабль
"Парижская коммуна"
(позднее он был
переименован в
"Севастополь"),
крейсеры "Красный
Крым", "Ворошилов",
"Молотов", 3 лидера,
14 эсминцев, 47
подводных лодок, 15
тральщиков, 4
канонерские лодки, 2
сторожевых корабля,
минный заградитель,
34 торпедных катера,
10
катеров-охотников,
вспомогательные
суда; ВВС флота
насчитывали 625
самолетов. В полной
боевой готовности
встретил флот
нападение фашистской
Германии. Перед
Черноморским флотом
была поставлена
задача прикрывать и
поддерживать
Приморский фронт
сухопутных войск
огнем артиллерии и
ударами с воздуха.
Корабли ЧФ уже в
первые дни войны
совершили дерзкие
рейды на основные
морские базы
противника. Особое
место в боевых
действиях флота
занимают оборона
Одессы, Севастополя,
Керченско-Феодосийская
десантная операция,
оборона Кавказа,
освобождение
Новороссийска.
За годы войны флот
провел 24 десантные
операции, было
потоплено 835
кораблей и судов
противника, 539
повреждено. 18
кораблям и частям
присвоено звание
гвардейских, 228
человек стали
Героями Советского
Союза, 54766 -
награждены орденами
и медалями.
В последующее время,
восстановив
инфраструктуру,
разрушенную войной,
Черноморский флот
выполнял задачи по
защите южных рубежей
страны. Корабли,
подводные лодки и
авиация ЧФ выполняли
задачи по несению
боевой службы в
различных районах
Мирового океана.
После распада СССР,
пройдя сложный и
болезненный период
сокращения зоны
базирования, раздела
между Россией и
Украиной,
реформирования, флот
выстоял, сохранил
свою боеспособность
и по-прежнему
является надежным
форпостом,
защищающим интересы
братских народов
России и Украины на
Черном море.
12 июня 1997 г. на
кораблях
Черноморского флота
был вновь поднят
исторический
Андреевский флаг ...
|